Общество

Поступление в вуз: на что ориентироваться абитуриенту-2019

Вместе с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым разбираем итоги мониторинга российских институтов и университетов
Высшая школа экономики и Яндекс опубликовали результаты мониторинга приемной кампании в российские вузы в 2018 году.

Высшая школа экономики и Яндекс опубликовали результаты мониторинга приемной кампании в российские вузы в 2018 году.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

В какие университеты стоит поступать? Есть ли смысл идти на платное? Остались ли частные вузы, где учиться не нужно, зато можно получить солидную корочку? В самом конце прошлого года Высшая школа экономики и Яндекс завершили мониторинг итогов приемной кампании в российские вузы в 2018 году. Исследование, выполненное при участии Минобрнауки России и Рособрнадзора, впервые включало филиалы и негосударственные вузы.

По сути мы, наконец, получили полную картину поступления в высшие учебные заведения. Абитуриенты-2019 могут оценить свои шансы оказаться среди первокурсников, разобраться какие образовательные программы наиболее востребованы, после каких есть шанс получить неплохую работу.

Прокомментировать результаты исследования я попросил ректора НИУ Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова.

- Ярослав Иванович, по данным мониторинга, все больше студентов учатся за деньги – свои и родителей. В 2018 году почти 39 процентов ребят поступили на коммерческие отделения госвузов или на платные программы в вузы негосударственные. Получается, что высшее образование у нас постепенно становится платным, а, значит, менее доступным для не очень состоятельных граждан?

- Если говорить о доступности высшего образования, то она определяется не количеством платных студентов, а числом бюджетных мест. И здесь никаких ухудшений нет. В законе есть норма – не меньше 800 бюджетных мест на 10 тысяч человек соответствующего возраста. И она строго соблюдается.

Почти 25 процентов ребят, решивших учиться на платных отделениях, - школьные отличники

Почти 25 процентов ребят, решивших учиться на платных отделениях, - школьные отличники

В целом доля платного высшего образования не увеличивается. Зато меняется его структура. И меняется позитивно.

Почти 90 процентов тех, кто поступал на заочных и вечерних отделениях, платили за учебу. Теперь доля таких студентов снижается за счет того, что спрос перемещается от самых дешевых программ, дающих «облегченное» высшее образование, к очным. Понятно, что они дают более фундаментальное и глубокое образование.

Напомню, что наш мониторинг затрагивает только очное образование. Так вот - доля платных студентов-очников выросла за 8 лет с 25% до почти 40%. Это отражает постепенное «обучение» людей правильному поведению на рынке высшего образования. Они понимают, что выгоднее инвестировать больше усилий и денег в свое обучение или обучение своих детей, чем сэкономить и потом получать низкую зарплату. «Премия за образование» у выпускников очных отделений значительно выше, чем у заочников. Зарплаты тех, кто учился очно и получил хорошее образование, в полтора-два раза выше, чем у тех, кто получал образование заочно.

Сколько студентов платят за свое обучение

Сколько студентов платят за свое обучение

- Платный прием на экономические и гуманитарные направления не первый год многократно превышает бюджетный. То есть люди что-то такое знают, раз готовы платить. Но при этом власти постоянно твердят о том, что экономические и некоторые гуманитарные специальности не востребованы на рынке труда. Но эти уговоры не срабатывают…

- За последние 5-7 лет наша экономика не только выдержала западные санкции – несмотря на скромные цифры роста, она начала развивать самые разные отрасли, переходить от модели «качаем нефть, а остальное все покупаем» к более сбалансированной. На рынке труда сегодня востребованы абсолютно любые специальности. Но нужны люди с серьезными умениями, а не обладатели диплома с надписью. И неважно, какая это надпись – «экономист» или «инженер».

На каких направлениях подготовки больше всего платников

На каких направлениях подготовки больше всего платников

У неизменной популярности высшего образования в сфере экономических и гуманитарных наук есть важная причина. Сейчас буквально за пять лет возникают новые профессии, а привычные пропадают. Люди видят, что рынок труда нестабилен. Социально-экономическое и гуманитарное образование дает более широкие перспективы, оно более гибкое, чем узко специализированное инженерное или сельскохозяйственное образование.

Стоит ли поступать в филиалы госуниверситетов и в негосударственные вузы?

- Можно ли говорить, что филиалы вузов - те, которые сохранились после зачисток Рособрнадзора - подтянули уровень преподавания до уровня головных университетов?

- Да, разрыв в среднем всего 5 баллов. И часть этого разрыва – это не качество образования, а «эффект столицы». Особенно выделяются крупные филиалы ведущих столичных вузов. Они сопоставимые по своим возможностям с головными вузами своего региона. Это отличная новость с точки зрения географической доступности качественного образования. Сейчас можно поступить в местный филиал ведущего вуза и получить качественное образование, вполне сравнимое с тем, которое бы студент получал, если бы учился не в филиале, а в самом столичном вузе.

Средний балл зачисленных в филиалы и негосударственные вузы всего на 5 отличается от балла поступивших в госвузы

Средний балл зачисленных в филиалы и негосударственные вузы всего на 5 отличается от балла поступивших в госвузы

- В прошлом году средний бал поступивших на бюджетные отделения ведущих вузов снова вырос. Насколько объективны эти данные? Не говорят ли они лишь о том, что уровень заданий на ЕГЭ снизился?

- Данные совершенно объективны. В этом году мы дополнительно проверили их через общероссийскую базу Рособрнадзора. Уровень ЕГЭ не падает. Я знаю только один широкомасштабный срыв в 2013 году. Он был связан с массовым сливом заданий через интернет до экзамена. Тогда, действительно, был «скачок» проходного балла, а в следующем году – резкое снижение. Многие абитуриенты-2014 тогда не попали в вузы, в которые могли бы поступить. Просто не подали в них документы, испугавшись завышенного проходного прошлого года.

Похоже, что в Москве в этом году средних балл поступивших на бюджет будет около 79

Похоже, что в Москве в этом году средних балл поступивших на бюджет будет около 79

При этом, действительно, постепенно уровень сдачи ЕГЭ растет. Бывают падения по отдельным предметам, но в среднем на 0,5-1 балл он каждый год поднимается. Причины две, и обе позитивные.

Во-первых, растет качество школьного образования – начинает сказываться повышение зарплаты учителей. Это подтверждается ростом показателей России в международных измерениях качества школьного образования – TIMMS и PISA.

Во-вторых, школы и учащиеся постепенно овладевают техникой сдачи ЕГЭ. Вспомните, что в первые годы, когда ЕГЭ ввели, был массовый стон, что школа не умеет к нему готовить. Потом была волна «пособий по сдаче ЕГЭ», которые чуть ли не вытеснили с магазинных полок собственно учебники.

Средний балл поступивших на платные отделения растет каждый год

Средний балл поступивших на платные отделения растет каждый год

- Интересные результаты первого мониторинга негосударственных вузов… Средних балл ЕГЭ поступивших в них вполне сравним со средним баллом вполне солидных государственных вузов. То есть частные вузы предоставляют уровень образования, сравнимый с уровнем государственных вузов?

- Усредненные характеристики здесь не работают. Можно уверенно утверждать, что есть ряд негосударственных вузов, в которых обеспечивается качество не хуже среднего по государственным вузам. В целом лучшая часть этого сектора заслуживает большей поддержки. Хорошие негосударственные вузы более чувствительны к запросам студентов и их семей, быстрее внедряют инновации.