Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика11 января 2019 11:04

Снесли одно яичко: покупатели посчитали "девяток" яиц уловкой продавцов

В магазинах теперь предлагают странные упаковки [подкаст]
Фото Светлана Холявчук/ Интерпресс/ТАСС

Фото Светлана Холявчук/ Интерпресс/ТАСС

Пользователи социальных сетей обратили внимание на то, что в некоторых российских магазинах появились упаковки яиц, которые содержат не 10, а 9 штук. Картонная тара немного отличается привычной. И на упаковке честно указано количество. Но покупатель, который обращает внимание только на цены, может и не заметить, что покупает меньше за ту же стоимость. Интернет-пользователи сошлись во мнении, что это новый приемчик производителей. Не повышать цены на товар, а уменьшать их объем. Тем более, что яйца за год и так подорожали на 26%. А с повышением НДС с 1 января новый ценник может быть еще выше.

В пресс-службе компании "Вараксино", которые произвели те самые "роковые яйца", объяснили, что у них есть упаковки по 6,8,9, 12 и 30 штук. Продукция расфасовывается так, как просят в торговых сетях. "Девяток" яиц вместо десятки продают сеть "Перересток" и "7Я Народная семья" в Петербурге. Причем довольно давно - с марта 2018 года. Коллеги по цеху компанию поддержали и ничего крамольного в новой упаковке не увидели.

- Потребитель разный бывает кому-то надо 5,6 яиц. кому-то 9. Если выпустили упаковку с 9 штуками, значит, наверное, проводилось исследование. С подорожанием это никак не может быть связано. Подорожание яиц зимой - сезонное явление и происходит каждый год, - рассказала в эфире радио "КП" Галина Бобылева, глава Российского птицеводческого союза.

Возможно, это даже происки производителей холодильников: во многих моделях всего 9 ячеек для хранения яиц.

Защитники прав потребителей, напротив, считают это уловкой производителей. Причем, отнюдь не новой.

- С точки зрения маркетинга, такой ход позволяет оставить потребителя в привычных ценовых рамках. А если еще и упаковка похожа по габаритам на ту, в которой был привычный объем, потребитель вообще может не заметить подвоха, - объяснил "КП" Олег Павлов, председатель "Общественной потребительской инициативы". - Подобная практика уже неоднократно опробована. Пару лет назад подобная история начала происходить с молоком, сахаром, консервами, чипсами, минералкой. В кризисные времена производители, желая сохранить спрос, придумали сокращать объем продукции. Если на упаковке честно указано количество, то такой ход полностью законен. Покупателям можно только посоветовать внимательно читать этикетки.

В мировой практике у такого маркетингового хода даже есть научное название - шринкфляция (от английского shrink - сокращать). Ей, среди прочих, подвергались батончики Mars и Toblerone, бутылки Coca-Cola, рулоны туалетной бумаги и многие другие товары. В 2017 году статистическая служба Великобритании сообщила, что за последние пять лет более 2,5 тысяч товаров стали жертвами «шринкфляции» («ужимания» упаковки).

Россиянам этот подход тоже знаком. По данным сервиса Wayback Machine, еще с 2013 года на прилавках можно заметить сок не по 0,5 литра, а по 0,485. Коровье молоко в непривычных объемах по 0,9 литра. Банки сметаны по 330 и даже 315 грамм. И даже пиво в банке - по 0,45 вместо обычных "поллитра".

Соцсети, традиционно, не смогли смолчать и ответили на новую упаковку валом шуток.

Для новой упаковки нужно и новое название. "Девяток" звучит так себе

Для новой упаковки нужно и новое название. "Девяток" звучит так себе

Фото: twitter.com

Уловку продавцов раскусили сразу же

Уловку продавцов раскусили сразу же

Фото: twitter.com

А ведь и правда - есть еще простор для фантазии!

А ведь и правда - есть еще простор для фантазии!

Фото: twitter.com

Тут остается только шутить

Тут остается только шутить

Фото: twitter.com

Исчезновение одного яйца озадачило даже спортивные клубы

Исчезновение одного яйца озадачило даже спортивные клубы

Фото: twitter.com

Пользователи предлагают расширить сферу использования бизнес-стратегии

Пользователи предлагают расширить сферу использования бизнес-стратегии

Фото: twitter.com

ВОПРОС ДНЯ

Какие уловки в наших магазинах вас раздражают?

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат:

- Раздражает, когда ты отстоял очередь в кассу, а кассир тебе вдруг говорит: «Давайте играть». И что вы оказались участником какой-то лотереи… Такие «выигрыши» пахнут неким обманом. Сыр бесплатным бывает только в мышеловке.

Вадим ДРОБИЗ, глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя:

- Меня ничего не раздражает по одной простой причине - я понимаю, что капитализм построен на мошенничестве, спекуляции и прочих негативных явлениях. Вся система основана на обмане. В европейских странах все то же самое. Акционные товары я не покупаю. Скидочные акции меня не волнуют. Я в 90-х торговал на рынке и знаю цену вещам.

Олег ПАВЛОВ, глава организации «Общественная потребительская инициатива»:

- Самое неприятное - это ненастоящие скидки. Когда внезапно узнаешь после покупки, что никакой скидки и не было. Такие истории не добавляют доверия к торговле.

Лариса ВЕРБИЦКАЯ, телеведущая:

- Платные пакеты. Я это заметила в сетевых магазинах, в которых прежде пакеты входили в стоимость товара. Мне кажется, что упаковка товара должна сопровождать его по определению.

Какие уловки в наших магазинах вас раздражают?

Какие уловки в наших магазинах вас раздражают?

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Татьяна БУЛАНОВА, певица:

- Меня не раздражает в магазинах ничего. Я с таким просто не сталкивалась.

Наталья СЫТИЛИНА, педагог-психолог, дефектолог:

- Не нравятся навязываемые услуги. И ценники, которые не соответствуют действительности, это тоже всегда сюрприз.

Илья, читатель сайта KP.RU:

- Почему самый ходовой товар - хлеб - всегда в самом дальнем углу гипермаркета? Чтобы случайный покупатель еще что-нибудь нахватал в корзину по дороге. Вот это бесит!