2019-04-11T17:24:44+03:00

Лед тронулся!

Российская ледостойкая платформа «Северный полюс» уникальна. Впрочем, не только она
Российская ледостойкая платформа «Северный полюс» уникальна. Впрочем, не только онаРоссийская ледостойкая платформа «Северный полюс» уникальна. Впрочем, не только она
Изменить размер текста:

Глава Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Максим Яковенко (на фото) прокомментировал планы новых исследований, которые звучат, как сценарий фильма-антиутопии.

Сначала в льды Арктики вморозят судно, да еще и со студентами и молодыми научными сотрудниками на борту. Потом людей на плавучей платформе отправят дрейфовать по Северному Ледовитому океану на целый год...

– Мы планируем восстановить масштабные исследования Арктики и акватории Северного морского пути. В 2019 году экспедиция «Трансарктика» с участием четырех научных судов будет длиться с марта по октябрь. Деньги на проект премьер-министр Дмитрий Медведев выделил из резервного фонда правительства РФ – почти 870 миллионов рублей. Исследования природы и климата Арктики выходят на новый уровень. Экспедиции будут необычными – свои правила диктует глобальное потепление. И уникальными: строящаяся сейчас платформа «Северный полюс» станет полярной станцией нового поколения, в мире у нее аналогов нет.

4 ЭТАПА «ТРАНСАРКТИКИ–2019»

Экспедиция «Трансарктика-2019» состоит из четырех этапов, объединяющих экспедиции четырех научных судов. У каждого свои задачи, своя география, но единая программа.

Первый. Самая героическая роль – у научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников». Оно выходит из Мурманска и будет вморожено в лед Северного Ледовитого океана между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа. Вокруг судна развернут ледовый лагерь. Рейс продлится с марта по май.

– «Академик Трёшников» – наша рабочая лошадка, ходит и в Арктике, и в Антарктике. Это единственное научно-исследовательское судно, подготовленное к такой роли, – объясняет Максим Яковенко. – Оно спущено на воду в 2011 году. И уже при постройке весь корпус оснастили тензодатчиками. По ним мы видим, как ведет себя корпус корабля при разной толщине льда и в разных условиях. Кроме того, «Трёшников» станет кораблем–страховкой для научного ледового лагеря, который мы развернем вокруг вмороженного в лед судна.

Второй этап «Трансарктики» – рейс судна «Михаил Сомов». «Сомов» выходит из Архангельска в конце мая и будет вести мониторинг загрязнения окружающей среды архипелага Новая Земля в течение месяца.

Третий этап. В июне из Владивостока отправится в долгий рейс научно-исследовательское судно «Профессор Мультановский». До Мурманска и обратно: 45 дней в одну сторону и 45 дней в другую.

Четвертый. На научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» в июне – августе 2019 года состоятся две экспедиции Арктического плавучего университета – это ежегодный совместный проект Северного (Арктического) федерального университета и Росгидромета. Сейчас он станет частью «Трансарктики». Маршрут – из Архангельска на архипелаг Новая Земля и Шпицберген.

ЧТО БУДУТ ИССЛЕДОВАТЬ

– В первую очередь – это гидрологические исследования, метеонаблюдения, изучение морского льда, его формирования и разрушения, морских течений. Есть также задачи от нефтегазовых компаний. На судах будут работать ученые из нескольких институтов РАН. А также коллеги из Германии, Норвегии, Южной Кореи – наши партнеры по проекту Mosaic, – рассказывает Максим Яковенко.

Два слова про Mosaic. Это международный проект по осуществлению комплексных наблюдений в Центральной Арктике для изучения климата. В сентябре 2019 года из норвежского Тромсе выйдет немецкое судно Polarstern. Оно тоже будет вморожено в лед, как и наш «Трёшников», и отправится в дрейф. Участвуют в проекте полярные институты нескольких стран, в том числе Арктический и Антарктический НИИ. Сейчас 90 – 95% всех российских исследований в Арктике проводит Росгидромет. Экспедиции, подобные «Трансарктике-2019», сделаем ежегодными.

Глава Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Максим Яковенко в студии радио «Комсомольская правда» озвучил планы новых исследований в Арктике

Глава Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Максим Яковенко в студии радио «Комсомольская правда» озвучил планы новых исследований в Арктике

ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Почему понадобилось вмораживать в лед «Академика Трёшникова»? Зачем играть в папанинцев и челюскинцев XXI века?

– Последние лет 15 – 20 для организации круглогодичных дрейфующих полярных станций в Арктике просто не хватает толстого льда, – констатирует Яковенко. – Нужен лед толщиной 210 – 220 см, а сейчас он всего 130 – 140 см. Льдина разрушается под тяжестью конструкций. В 2012 году пришлось эвакуировать экспедицию «Северный полюс-40». В 2015-м делали пробную полярную станцию, она три месяца отработала – льдина разрушилась. Единственный путь продолжать постоянные наблюдения в Арктике – это ледостойкая самодвижущаяся платформа, вмороженная в лед.

Такая платформа - «Северный полюс» – уже строится на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Она станет полярной станцией нового поколения – научная круглогодичная обсерватория в высоких широтах Северного Ледовитого океана.

– Таких конструкций для полярных широт никто не строил. Здесь принципиально другой подход, чем у ледоколов: те ломают льды, а корпус платформы лед сам будет выталкивать на поверхность. Подобный принцип для плавания во льдах поморы применяли несколько веков назад. Сейчас мы его развиваем с помощью современных технологий.

В начале апреля, как раз в дни Арктического форума, начинается сборка. С этого момента корабль будет внесен в реестр как строящееся судно – по сути, начнется его жизнь. В 2021 году платформа должна выйти на испытания.

В научном мире уже сейчас на нее огромный спрос. Заявки на работу на платформе подали 60 организаций, в том числе 15 иностранных. Важно обкатать молодежь. Как только президент одобрил идею строительства платформы, мы объявили конкурс среди студентов: кто готов в будущем там работать? Отобрали 60 человек из разных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска.

КОСМИЧЕСКИЙ МАСШТАБ

Росгидромет собирается запускать свои космические спутники – тестовый пуск запланирован уже на 2019 год. И это необходимость.

– До середины 1990-х у Росгидромета было 47 своих метеоспутников. А сейчас всего три. Мы вынуждены использовать данные 35 иностранных спутников. Но понятно, что это не выход. Поэтому сейчас работаем над проектом запуска своих микроспутников, – рассказывает Максим Яковенко.

По сути, это те же космические спутники, вращающиеся на земной орбите. Только по всем параметрам поскромнее. И по размерам, и по высоте орбиты – летают пониже, и по сроку службы (рассчитаны на год-полтора). А главное, по стоимости запуска.

– Если запуск обычного спутника стоит 6 – 8 миллиардов рублей, то микроспутника – 100 – 120 миллионов. Росгидромет всегда занимался геофизическим зондированием Земли с помощью ракет, мы проводили до 900 запусков в год, то есть по три ракеты в день. У нас есть этот опыт, есть три полигона, два в Арктике, третий – в Астраханской области. Для запусков оборудованы и наши суда. В нашем распоряжении сейчас два класса ракет, способных вывести микроспутники в околоземное пространство – на высоту 115 и 300 км. Сейчас ведем переговоры о том, чтобы разместить на спутнике как нашу аппаратуру для температурно-влажностного зондирования атмосферы, так и оборудование IT-компаний для интернета. К слову, в Японии и Южной Корее микроспутники используются в гидрометеорологии.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Росгидромет запускает программу восстановления и переоснащения метеостанций в Арктике, в первую очередь по всей трассе Северного морского пути. Сейчас между Мурманском и Владивостоком в Арктической зоне 185 метеостанций. За четыре года будет открыто еще около сорока. В первую очередь – в восточном секторе Арктики, так как там сейчас плотность пунктов наблюдений меньше требуемой. Мореплаватели, ходящие по Севморпути, должны быть обеспечены точной гидрометеорологической информацией.

Некоторые станции будут автоматическими. Сейчас у Гидромета все арктические метеостанции с персоналом.

ТТХ ПЛАТФОРМЫ «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС»

Длина корпуса – 83 метра, ширина – 22,5 метра

Автономность работы – 2 года

Срок службы – 25 лет

Скорость – 10 узлов

Экипаж – 64 человека, в том числе 50 ученых. Меняться они будут каждые 3 – 6 месяцев, примерно как космонавты

15 научных лабораторий разного профиля

Вертолет будет постоянно на борту платформы

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Международный арктический форум - 2019»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также