Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Наука1 июля 2019 14:50

Нашли кошелек. Оставите себе или вернете владельцу?

Ученые составили «рейтинг гражданской честности» стран, проводя, испытания на местности
Ученые пошли по стопам старухи Шапокляк, чуть модернизировав её экспериментальную методику.

Ученые пошли по стопам старухи Шапокляк, чуть модернизировав её экспериментальную методику.

«Честнейшая» пятерка - Швейцария, Норвегия, Нидерланды, Дания, Швеция. Самые «бессовестные» страны - Китай, Марокко, Перу, Казахстан и Кения. Россия в этом рейтинге, который составили американские и швейцарские ученые, ведомые Элайном Коном (Alain Cohn) из Университета Мичигана (School of Information, University of Michigan), Россия заняла 15 место - не почетное, но и не стыдное.

Уровень честности определяли отнюдь не лабораторно — посредством тех или иных экономических моделей. Или игр. Исследователи впервые вышли, что называется, в люди и провели эксперименты в реальных условиях. Они непосредственно выясняли, в каких случаях выбранные наугад испытуемые поступят честно, а в каких - поведут себя бессовестно. А именно: как распорядятся чужим кошельком — кем-то потерянным? Постараются вернуть владельцу? Или оставят себе?

Экспериментируя, Кон с коллегами объехали 40 стран, посетили 355 городов и «потеряли» в общей сложности более 17000 кошельков. В одних были деньги — около 100 долларов в местной валюте. В других — пусто. В какие-то кошельки ученые клали ключи и список покупок. И во всех лежали визитки с адресом и телефоном владельца. То есть, нашедший мог легко связаться с «растеряхой».

Памятуя о том, что не каждый подберет валяющийся кошелек, экспериментаторы поступали так: передавали «находку» какому-нибудь менеджеру - банка, отеля, государственного учреждения, фирмы, уверяя, что нашли кошелек на улице. Далее смотрели, как тот поступит.

Результаты экспериментов ученые опубликовали в журнале Sciencе. Они таковы: кошельки с деньгами возвращали чаще, чем пустые. Из общей тенденции выпали Перу и Чили. В этих странах содержимое кошелька почти не имело значения. Отдавали редко, но если такое случалось, то кошелек попадал к владельцу не зависимо от того, были в нем деньги или нет. Похоже вели себя в Аргентине, Польше, Гане и Кении.

Похоже, что ключи, обнаруженные в кошельке, нашедшие приравнивали к деньгам. Или даже ставили выше. Поскольку кошельки с ключами возвращали столь же часто, что и с деньгами.

Определив процент «незажиленных» кошельков — пустых и с деньгами, ученые высчитали тот самый уровень гражданской честности конкретной страны, который и позволил составить соответствующий рейтинг. Например, в России вернули половину пустых найденных кошельков и примерно 60 процентов с деньгами. Искомый уровень — среднее значение. Около 55 процентов.

Рейтинг честности, составленный учеными. По оси Х - процент возвращенных кошельков;

Рейтинг честности, составленный учеными. По оси Х - процент возвращенных кошельков;

В Китае гражданская честность минимальная - примерно 14 процентов. Максимальная — в Швейцарии - более 75 процентов. Хотя кошельков с деньгами или ключами больше всего вернули в Дании — более, чем в 80 процентах случаев.

Вывод, который сделали Кон и его коллеги: не перевелись еще люди, которые проявляют порядочность даже тогда, когда их искушают. Например, легкими деньгами. «Честность иногда стучится в их сердца», — можно сказать про таких, чуть перефразировав Воланда из «Мастера и Маргариты».

Далеко идущие цели ученых: найти способы изменить окружающую социальную среду так, чтобы люди действовали вопреки своим эгоистическим интересам. Проявляли гражданскую ответственность в широком смысле слова.

ЦИТАТА В ТЕМУ

«...Тут что-то стукнуло на площадке. Услышав, что шаги стихают, Аннушка, как змея, выскользнула из-за двери, бидон поставила к стенке, пала животом на площадку и стала шарить. В руках у нее оказалась салфеточка с чем-то тяжелым. Глаза у Аннушки полезли на лоб, когда она развернула сверточек. Аннушка к самым глазам подносила драгоценность, и глаза эти горели совершенно волчьим огнем. В голове у Аннушки образовалась вьюга: «Знать ничего не знаю! Ведать ничего не ведаю!... К племяннику? Или распилить ее на куски... Камушки-то можно выковырять... И по одному камушку: один на Петровку, другой на Смоленский... И – знать ничего не знаю, и ведать ничего не ведаю!»

Аннушка спрятала находку за пазуху, ухватила бидон и уже собиралась скользнуть обратно в квартиру, отложив свое путешествие в город, как перед нею вырос, дьявол его знает откуда взявшийся, тот самый с белой грудью без пиджака и тихо шепнул:

– Давай подковку и салфеточку.

– Какую такую салфеточку-подковку? – спросила Аннушка, притворяясь весьма искусно, – никакой я салфеточки не знаю. Что вы, гражданин, пьяный, что ли?

Белогрудый твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжал Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь. Бидон вывалился из рук Аннушки на пол. Подержав некоторое время Аннушку без воздуха, беспиджачный иностранец снял пальцы с ее шеи. Хлебнув воздуху, Аннушка улыбнулась.

– Ах, подковочку, – заговорила она, – сию минуту! Так это ваша подковочка? А я смотрю, лежит в салфеточке... Я нарочно прибрала, чтобы кто не поднял, а то потом поминай как звали!

Булгаковская Аннушка подпортила бы нам рейтинг.

Булгаковская Аннушка подпортила бы нам рейтинг.

Получив подковочку и салфеточку, иностранец начал расшаркиваться перед Аннушкой, крепко пожимать ей руку и горячо благодарить в таких выражениях, с сильным заграничным акцентом:

– Я вам глубочайше признателен, мадам. Мне эта подковочка дорога как память. И позвольте вам за то, что вы ее сохранили, вручить двести рублей. – И он тотчас вынул из жилетного кармана деньги и вручил их Аннушке...»

(М. Булгаков, Мастер и Маргарита, глава 24)