Звезды

Владимир Спиваков: Скрипка по имени Любаша очень ревнива

12 сентября маэстро исполняется 75 лет
Несколько лет Владимир Спиваков собирался оставить игру на скрипке. Но жена уговорила поиграть еще.

Несколько лет Владимир Спиваков собирался оставить игру на скрипке. Но жена уговорила поиграть еще.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Наверное, это было самое необычное мое интервью. Мы беседовали с маэстро Спиваковым в час ночи в турецком отеле.

Вокруг плотным кольцом - поклонники. А он только что отыграл со знаменитыми «Виртуозами Москвы» большой концерт на турецко-российском фестивале. На банкете в честь российского оркестра музыканты потягивают шампанское, Владимир Теодорович - исключительно колу...

За Страдивари присматривают трое

- Оркестр выступал в античном амфитеатре. Когда-то тут гладиаторы сражались, а теперь «Виртуозы Москвы»...

- Не самая простая площадка, но очень интересная. Древность невероятная. Я не поклонник играть на открытом воздухе, тут результат зависит от погоды, влажности. Скрипка очень быстро впитывает влагу, и чем она старше, тем быстрее.

- Вы ведь были с вашим Страдивари?

- Да, это Страдивари. Но скрипка не моя, а данная в пожизненное пользование. Мне купили ее друзья, и она принадлежит им.

- Скрипка для вас одушевленный предмет? Имя у нее есть?

- Одушевленный! И имя есть. Ее зовут Любаша - от слова «любить». Она принадлежала профессору Московской консерватории Гржимали, чеху. Каким-то образом попала на Запад, всех подробностей я не знаю. Знаю только, что подписал бумажку о том, что, после того как прекращу играть, она будет называться «Экс-Спиваков».

Есть два человека, которые следят за ее состоянием, - в Париже и Нью-Йорке, и один в Москве, в Доме музыки, - мастер Игорь Улицкий.

- Любаша требует частых свиданий?

- Требует и постоянно неудовлетворена! Она не прощает, когда я мало на ней играю.

- Был момент, вы вообще хотели прекратить играть...

- Да, но Сати (жена - Сати Спивакова. - Ред.) сказала: еще рано. Я ее послушался. Записал концерт Шостаковича и концерт Альбана Берга.

40 лет без алкоголя

- Концерты - фантастический выброс адреналина...

- После концертов я плохо засыпаю. В голове музыка звучит помимо моего желания. Ее трудно остановить.

- Алкоголь не употребляете? Многие так снимают напряжение.

- Нет, вообще не употребляю. Стараюсь читать или партитуры смотрю. В общем, пытаюсь успокоиться, но это очень трудно. Поэтому я понимаю некоторых людей, дирижеров в частности, которые выпивают.

- А сколько лет вы воздерживаетесь от алкоголя?

- Ну, 40 - точно, а может, и больше! Это решение имеет чисто физиологическую причину. Вы не сможете чисто играть на скрипке: руки начинают дрожать.

- Вы не только не пьете, но и не едите после шести. Вы зожник?

- Совсем нет. Но приветствую, если хотя бы один день в неделю люди голодают. Сегодня я все-таки чуть-чуть поужинал. Вообще я достаточно мало ем. Помню, в Америке, куда мы приехали с НФОР (Национальный филармонический оркестр России. - Ред.), был китайский ресторан, там было написано: «Берите не столько, сколько видит ваш глаз, а столько, сколько можете съесть».

Сухарики для Вишневской

- Какой у вас распорядок дня? Мстислав Ростропович спал 5 часов и вполне удовлетворялся таким количеством сна.

- Он был невероятный человек, мог спать вообще три часа. Однажды мы вместе были на фестивале, проходившем на корабле. Мы были молодые артисты, играли по вечерам концерты зажиточной публике. Если капитан объявлял: «Сегодня будет «зеленый вечер», пассажирки выстраивались в очередь в комнату-сейф, откуда доставали свои изумруды. На «красный вечер» - рубины. Ростропович был на корабле вместе с Галиной Павловной (жена артиста, оперная певица Галина Вишневская. - Ред.). Она уходила пораньше, а он частенько оставался до 4 утра. А в половине восьмого был уже бодрым, занимался, ходил по палубе, разговаривал со всеми.

Я тогда умудрился сделать Мстиславу Леопольдовичу и Галине Павловне сюрприз. В деревне Тропарево, где я жил, у меня была соседка, она мне всегда перед моим отъездом готовила сухарики из ржаного хлеба. Я очень их любил с детства и, конечно, взял с собой на корабль. И вот лунная ночь, три часа. Вдруг Галина Павловна говорит: «Эх, Славка, сейчас бы сухариков черных отведать»! Я тихо, ничего не говоря, спустился в каюту, достал эту коробочку, завязанную бантиком нежно-розовым, и принес сухарики. Радости было!

- Галина Павловна и огурцы соленые любила...

- Ну, человек, прошедший блокаду, знает цену самым простым вещам. Как и моя мама-блокадница. Особое умение радоваться мелочам.

- Вы тоже ребенок последнего года войны. Помните что-то?

- Ну я не такой гений, как Дали, который помнил себя в 9-месячном возрасте. Или как Лев Толстой, помнивший, как его пеленали. Нет, мои сведения о войне основаны на воспоминаниях мамы. Она говорила, что в 11 месяцев я под ее музыку раскачивался, если вальс или полька, приплясывал, пристукивал...

Сати не раз признавалась, что «жена Спивакова - это многогранная роль». И главное в ней - не мешать выдающемуся музыканту творить...

Сати не раз признавалась, что «жена Спивакова - это многогранная роль». И главное в ней - не мешать выдающемуся музыканту творить...

Фото: Мила СТРИЖ

Подарки прячу, а домашние ищут

- Семейные традиции сильны в вашей семье?

- Мы очень близки с нашими детьми. А дети невероятно дружны. Друг другу помогают, справляют вместе дни рождения. Две дочери живут в Париже, одна в Нью-Йорке. Традиции? Я дарю родным подарки не только на дни рождения каждого в семье, но и на собственный день рождения. И вообще по любому поводу. Обычно я прячу подарки, а домашние ищут. Как-то у Сати был очередной день рождения, спрашиваю ее: как тебе мой подарок? Она: какой подарок, я ничего не нашла... Я говорю: поищи получше. Стала искать - ничего! Ну как? Я же сегодня не сыграл ни одной ноты! А я тогда учил произведения Шнитке, Бартока - в день рождения ей было бы нелегко это слышать!

- Владимир Теодорович, смотрю, вы никому не отказываете ни в фото, ни в автографе...

- О, с этим связана смешная история. Однажды в Шанхае меня попросили после концерта дать автограф и я сдуру согласился. Но не учел, что это Китай: все зрители, которые сидели на концерте, пришли за автографами. Я подписывал программки больше трех часов. Думал, сойду с ума. Рука отваливалась, ключ потом дрожал в замке. А на прощальном вечере организатор гастролей сказала: «Владимир Спиваков, мы хотим вас поблагодарить за вашу любовь к китайскому народу... Тут английский музыкант выступал, мы даже не запомнили его фамилию, потому что он ставил только две закорючки, а вы полностью писали - «Владимир Спиваков!»

А ВОТ БЫЛ СЛУЧАЙ

«Возможно, я вам понадоблюсь»

Однажды маэстро летел в Америку. В долгом пути «репетировал» будущий концерт - беззвучно пропевал одними губами мелодию и еле заметно дирижировал. Человек, сидевший рядом, поинтересовался: «Надолго в Сан-Франциско? На неделю? Возможно, я вам понадоблюсь». И вручил визитку - он оказался врачом-психиатром.

Прилетев, Владимир Теодорович попросил помощников позвонить доктору и пригласить его на концерт. После выступления психиатр зашел к маэстро и признался: «Думал, я нужен вам, но это вы нужны мне...»

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Владимир СПИВАКОВ родился в Уфе. Окончил Московскую консерваторию. Народный артист СССР. Худрук Национального филармонического оркестра и оркестра «Виртуозы Москвы».

Музыкой увлекся в семь лет. А еще серьезно занимался боксом - в активе второй разряд. Спорт пришлось оставить, чтобы не травмировать руки. Кстати, бокс приходилось применять в деле. Однажды Спиваков успокоил пьяного хулигана на борту самолета. В другой раз музыкант столкнулся с грабителями, возвращаясь из парижской квартиры Ростроповича и Вишневской. Тогда у маэстро были сломаны ребра. Но и грабителям крепко досталось.

Еще одним увлечением Владимира Теодоровича была живопись. Сейчас он лишь коллекционирует картины, а раньше писал сам. Снимал угол в коммуналке и вместе с соседом-художником ходил на пленэр в Измайлово - в телогрейке, огромных сапожищах. Как-то его в таком виде увидел профессор Янкелевич, вызвал на разговор и призвал прекратить занятия, отнимающие время от музыки. «Сейчас не рисую. Живописью, как и музыкой, надо заниматься каждый день», - сообщил «Комсомолке» маэстро.

Супруга маэстро - Сати Спивакова (в девичестве Саакянц) - актриса, телеведущая программы «Нескучная классика». В этом браке три дочери - Екатерина, Татьяна и Анна. Младшая Анна - известная во Франции джазовая певица. Выступает под псевдонимом Anna Kova. Старшая Екатерина получила режиссерское образование, живет и работает в Нью-Йорке. Татьяна Спивакова - актриса театра и кино, работает в Европе.