Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды29 октября 2019 6:29

«Золотая маска» вернулась на северо-восток Эстонии

«Великий театральный пост» завершился. Зрители Нарвы и Кохтла-Ярве разговелись спектаклем театра имени Моссовета [фоторепортаж]
Народный артист России Евгений Стеблов в спектакле «Не всё коту масленица»

Народный артист России Евгений Стеблов в спектакле «Не всё коту масленица»

Фото: Евгений КАПОВ

«Не все коту масленица, бывает и великий пост!» - русская пословица.

В Эстонии проходит XV фестиваль российских театров «Золотая маска», представляющий лучшие произведения российского театрального искусства. Он проводится в рамках соглашения между Министерствами культуры России и Эстонии. На состоявшейся накануне открытия фестиваля пресс-конференции, министр культуры Эстонии Тынис Лукас признал, что «Золотая маска» - самый популярный в Эстонии театральный фестиваль. А Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Эстонии Александр Петров назвал фестиваль «символом взаимного притяжения народов Эстонии и России».

Людмила Янченко (слева) и Светлана Янчек представляют зрителям спектакль московского театра

Людмила Янченко (слева) и Светлана Янчек представляют зрителям спектакль московского театра

Отличительная черта нынешней «Золотой маски», что после длительного перерыва ее спектакли посмотрели не только в эстонской столице, но и на северо-востоке страны, где компактно проживает русскоязычное население Эстонии. Не случайно в Нарве и Кохтла-Ярве было решено показать русскую классику – спектакль по пьесе А. Н. Островского «Не всё коту масленица» в постановке режиссера Виктора Шамирова. В роли Ахова зрители увидели народного артиста России Евгения Стеблова – того самого «изрядно постаревшего» Сашу Шаталова из кинофильма «Я шагаю по Москве» 1963 года выпуска.

(Слева - кадр из фильма) Женя Стеблов в роли Саши в фильме «Я шагаю по Москве» в 1963 году, и народный артист России Евгений Юрьевич Стеблов в эстонском городе Кохтла-Ярве в 2019 году

(Слева - кадр из фильма) Женя Стеблов в роли Саши в фильме «Я шагаю по Москве» в 1963 году, и народный артист России Евгений Юрьевич Стеблов в эстонском городе Кохтла-Ярве в 2019 году

В сборах (слава богу, аншлаг), зрительском уважении к театру и понимании происходящего на сцене, зритель Кохтла-Ярве может посоревноваться со столичными театралами. За несколько дней до спектакля в кассе не осталось ни одного билета.

До сих пор солидные театры Москвы объезжали Кохтла-Ярве стороной, (разного рода антрепризы – не в счет). Но тот факт, что «Золотая маска» пришла в эстонский промышленный город, говорит сам за себя.

В фойе Центра культуры открылась выставка, посвященная юбилею театрального фестиваля «Золотая маска»

В фойе Центра культуры открылась выставка, посвященная юбилею театрального фестиваля «Золотая маска»

Журналист поинтересовался у директора «Золотой маски» Светланы Янчек, кто помог добиться того, чтобы спектакли этого престижного театрального фестиваля вновь стали доступны зрителям Кохтла-Ярве.

- В последний раз фестиваль «Золотая маска» привозил свой спектакль в Кохтла-Ярве одиннадцать лет назад, когда еще не был обновлен городской Центр культуры. И вот недавно бывший депутат эстонского парламента, Почетный гражданин Кохтла-Ярве Валерий Корб сделал нам предложение, от которого было трудно отказаться – спектакли «Золотой маски» сделать постоянным достоянием жителей города.

- Госпожа Янчек, посол России Александр Петров отметил, что «Золотая маска» служит единению людей разных стран, достижению ими взаимопонимания. А в чем это выражается?

- Прежде всего, в том, что на спектакли «Золотой маски» приходят не только русские, но и эстонские зрители. И даже на некоторых спектаклях их больше. Эстонская и русская общины очень редко собираются вместе, а на фестивальных спектаклях мы такое единение видим.

- Людям трудно понять, как одна женщина смогла вытянуть на себе такой грандиозный фестиваль – с выездными спектаклями в разные города Эстонии. Это же гигантская предварительная работа!

- Конечно же, я не одна, есть небольшая команда, есть люди, которые считают своим долгом помогать этому фестивалю. Помощь оказывают Министерства культуры двух стран, посольство России, фонд Эстонский Капитал культуры, местные органы власти. В Кохтла-Ярве, например, вообще уникальная ситуация: мы бывали в разных городах, но такой заинтересованности и радушия как в Кохтла-Ярве, такой готовности сотрудничать и решать самые сложные проблемы, мы не встречали нигде.

- В Кохтла-Ярве живут рабочие люди, много пожилых. Они буквально изголодались по настоящему российскому искусству, (дешевой антрепризы из обеих российских столиц в регионе хватает). К приезду известного московского театра здесь готовились – оделись по-праздничному, дамы сделали прически… Ну, а как принимали спектакль – вы сами видели. Это было единичное явление московского театра в шахтерском городе?

- Нет, мы хотим продолжать. Уже сейчас мы ищем спектакль на следующий год, который бы подошел для этой площадки.

- Госпожа Янчек, в Таллине русские спектакли переводятся на эстонский язык, эстонские – на русский. И в Кохтла-Ярве частым гостем стал Раквереский драмтеатр, который показывает спектакли на эстонском языке с синхронным переводом. Как вы относитесь к термину «взаимообогащение культур»? Нет ли здесь некоторой натяжки?

- Нет никакой натяжки. Это подтверждение тому, что открытость искусства любого народа очень важна. Это не слабость, а готовность взять лучшее от других. Это – получение жизненного опыта, которое возможно только в контактах, - сказала директор фестиваля «Золотая маска» Светлана Янчек.

Примером взаимообогащения культур может служить такой факт: театр, который нынче приехал в Кохтла-Ярве, полвека назад имел опыт контакта с эстонской драматургией. В 1966 году в московском театре имени Моссовета был поставлен спектакль по пьесе Юхана Смуула «Вдова Полковника, или врачи ничего не знают» с блистательной Верой Петровной Марецкой в главной роли. Пьесу эстонского драматурга поставил у Юрия Завадского украинский режиссер Лесь Танюк. Спектакль вызвал в Москве фурор, хотя, продержался ровно год. Кто-то увидел в образе Вдовы Полковника намек на саму Екатерину Фурцеву - вседержавного министра культуры СССР. Кого-то явно смутил образ ее мужа-подкаблучника. Кстати, одним из героев пьесы является Военная Музыка. А костюм, в котором выходила Марецкая в образе Вдовы Полковника, и вовсе смахивал на советский флаг. Завадскому было велено что-то предпринять, и он выкрал из гримерки Марецкой это платье – кумач с желтой бахромой. Однако, актриса за час с небольшим до начала спектакля, соорудила точно такое же платье, в котором и вышла на сцену.

Мэр Кохтла-Ярве Людмила Янченко (первая справа) рассказала съемочной группе телеканала «Культура» о том, как удалось завлечь в город «Золотую маску»

Мэр Кохтла-Ярве Людмила Янченко (первая справа) рассказала съемочной группе телеканала «Культура» о том, как удалось завлечь в город «Золотую маску»

Мэр Кохтла-Ярве Людмила Янченко накануне приезда в город театра имени Моссовета, принимала у себя Светлану Янчек и съемочную группу канала «Культура» телевидения России, освещающую театральный фестиваль «Золотая маска» в Эстонии.

- У нас в этом году после длительного перерыва спектакль «Золотой маски» покажут первый раз, а в Таллине фестивальные спектакли идут уже пятнадцать лет. Есть такая статистка: за все годы фестивальные спектакли посмотрели 80 тысяч человек. В «Золотой маске» принимают участие московские и питерские театры, которых мы в своем городе просто так вряд ли когда дождемся. Тем более, что на фестиваль отбираются лучшие спектакли, и это - большое событие для культурной жизни Эстонии. И чтобы жители нашего города не были обделены, имели возможность видеть фестивальные спектакли, мы встречались с руководителем этого проекта Светланой Янчек, обговорили наши намерения. С ее стороны встретили полнейшее взаимопонимание. А то получался какой-то парадокс: в очень дальнем зарубежье люди видят «Золотую маску», а в Ида-Вирумаа такой возможности у людей не было. Теперь, надеюсь, эта несправедливость будет устранена, - рассказала градоначальник.

Центр культуры города Кохтла-Ярве перед спектаклем фестиваля «Золотая маска»

Центр культуры города Кохтла-Ярве перед спектаклем фестиваля «Золотая маска»

Театр уж полон!

Настал долгожданный день 25 октября – большая театральная пятница. На сцене рабочие монтируют незамысловатые декорации. Светлана Янчек с директором Центра культуры Светланой Коротковой обсуждают детали презентации фестивального спектакли.

Светлана Янчек (слева) и Светлана Короткова встречают тех, кто 11 лет назад уже был на «Золотой маске»

Светлана Янчек (слева) и Светлана Короткова встречают тех, кто 11 лет назад уже был на «Золотой маске»

Исполнитель роли Ермилы Зотыча Ахова Евгений Юрьевич Стеблов - народный артист Российской Федерации, первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России нашел минуточку, чтобы ответить на вопросы.

- Фестиваль «Золотая маска» после одиннадцатилетнего перерыва пришел на северо-восток Эстонии, где компактно проживает русскоязычное население страны. А если выйти за рамки фестиваля – как Союз театральных деятелей России относится к связям с российскими соотечественниками, проживающими за границами Российской Федерации?

- Хорошо относится. Наша позиция такова: руководство Союза всегда поддерживает русскую культуру там, где она существует. Наши люди, где бы они ни жили, остаются нашими людьми. Во всех регионах мира, где есть русскоязычная публика, она всегда с радостью принимает нас.

Евгений Стеблов в роли Ермилы Ахова

Евгений Стеблов в роли Ермилы Ахова

- Как лично вас принимает зритель, у которого ваша актерская судьба ассоциируется с молоденьким Сашей Шаталовым из фильма «Я шагаю по Москве» 1963 года?

- Везде хорошо меня принимают, а про Сашу Шаталова – понять можно.

- Вы в Эстонии не первый раз?

- Я здесь играл, и еще - снимался в «Собаке Баскервилей», для которой нашли натуру под Таллином. Всегда принимали очень хорошо. В отношении культурных связей России и Эстонии никогда никаких проблем не было, - сказал Евгений Стеблов.

У окошка кассы две дамы интересуются: не сдал ли кто-нибудь билет? Увы…

Но - как там у Пушкина? «Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла — все кипит»…

Сцены из спектакля «Не всё коту масленица»

Сцены из спектакля «Не всё коту масленица»

Описывать постановку Виктора Шамирова бессмысленно – это надо видеть. Остается сказать только, что сам Александр Николаевич Островский в письме актеру и драматургу Федору Алексеевичу Бурдину в апреле 1871 года писал: «Пьесу "Не все коту масленица" я кончил... Это скорее этюд, чем пьеса; в ней нет никаких сценических эффектов, эта вещь писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведенный до точки». Вот эти строки драматурга, по всей вероятности, режиссер и воспринял как главней ориентир.

Когда прозвучали последние слова пьесы и «опустился занавес», актерам под гром оваций преподнесли огромную корзину цветов.

Центр культуры города Кохтла-Ярве

Центр культуры города Кохтла-Ярве

Зрители расходились, обсуждая не только игру актеров, но и сюжет. А лучшей рецензией на фестивальный спектакль «Не все коту масленица», показанному в Кохтла-Ярве, стали слова, произнесенные эстонским зрителем по имени Айнар: «Черт, да это же про наш сегодняшний день»! Вот ради таких открытий и стоило было трудиться Светлане Янчек с единомышленниками, а властям эстонского города Кохтла-Ярве достойно принять один из ведущих театров Москвы – Государственный академический театр имени Моссовета.

Фото автора