Сергей Четвертной.
Максим Коряко:
- Это программа «Свое дело» на Радио «Комсомольская Правда». Сегодня мы в очередной раз будем разбирать бизнес, который может открыть каждый из нас - если разбирается в высоких технологиях. Сегодня у нас в гостях Сергей Четвертной и говорить мы будем именно о высокотехнологичном бизнесе. Сергей - руководитель проектной компании Viartech, которая занимается цифровыми двойниками городов, 3D-моделированием карт городов. Если я правильно понял. Сергей, добрый день!
С. Четвертной:
- Добрый день. Все правильно. Только чуть поправлю вас. Цифровые двойники городов с применением технологии дополненной реальности.
М. Коряко:
- А можно чуть поподробнее, что это такое - чтобы наши слушатели сейчас сразу поняли...
С. Четвертной:
- Речь идет о цифровом двойнике города в дополненной реальности. Это в первую очередь мобильное приложение, которое ориентировано на непосредственно туристов, приезжающих в новый город.
М. Коряко:
- Условно говоря, это 3D-карта города. А чем она помогает туристам?
С. Четвертной:
- Это объемная карта, достаточно удобная в использовании. Там есть несколько режимов, в которых можно познакомиться детально с городом, в котором вы находитесь или в который вы планируете поехать. Грубо говоря, находясь в номере отеля, у вас есть возможность с телефона, с планшета этот город прогрузить себе, грубо говоря, на пол и изучить достопримечательности, строить маршруты, выбирать кафе, в которое вы пойдете ужинать.
М. Коряко:
- Получается, что на этой 3D-карте детализированные изображения всех улиц, всех объектов? То есть, на обычной 2D-карте я вижу только схему, а здесь - то, как это выглядит в реальности?
С. Четвертной:
- Да.
М. Коряко:
- Как эта идея вообще возникла у вас? С чего все началось?
С. Четвертной:
- Началось с того, что к нашей компании обращались с заказами по подобным разработкам, но все они были достаточно локальные. Один из первых подобных реализованных проектов был реализован совместно с министерством туризма Чеченской республики. Мы тогда отрисовывали и разрабатывали мобильное приложение для озера Кезеной-Ам, на котором была изображена вся инфраструктура озера с очень хорошей графикой, с применением текстур. После этого мы предположили, что у нас в скором будущем таких заказов будет достаточно много и решили объединить это все в один продукт. И назвали его кратко airfederation.
М. Коряко:
- Идея в общем понятна. Но как она может быть монетизирована? Это востребованный продукт?
С. Четвертной:
- Востребованный. По сути, это такие же карты, которыми мы пользуемся каждый день. Мы его сделали их красивее и инновационней.
М. Коряко:
- А сколько на сегодняшний день уже таких проектов реализовано?
С. Четвертной:
- В стадии реализации и в стадии подписания в следующем году у нас есть еще один крупный проект.
М. Коряко:
- И сразу же хочется вспомнить про ваших прямых конкурентов. Яндекс, Гугл. Вы делаете то же самое или ваш продукт отличается от того, что представляют эти компании?
С. Четвертной:
- Я думаю, что мы все-таки конкуренты. Мы предоставляем сервис и для туристов, и для муниципальных служб. Наши карты в дальнейшем могут применяться для систем безопасности городов, для предприятий коммунального хозяйства. На карте можно будет увидеть в дальнейшем - это будет специальный инженерный слой - и кабельные линии, и теплотрассы. При наличии подобной программы у оперативных бригад, они выезжая на место будут заранее видеть, какие коммуникации проходят над землей и под землей, чтобы не допустить какую-то ошибку. Сейчас это происходит достаточно часто.
М. Коряко:
- Вы сказали по поводу систем безопасности. Как здесь пригодятся ваши карты?
С. Четвертной:
- Для отражения событий, которые происходят в городе. У нас очень хорошая система визуализации, через скрипты (специальные программы, - Авт.) на эту карту можно добавить и видеокамеры, и какие-либо события, которые происходят в городе. В этом году летом мы получили позитивную экспертную оценку от администрации Йоханнесбурга (столица ЮАР, 5,5 млн. жителей, - Авт.), что в дальнейшем эту систему можно будет применять и в полицейском департаменте.
М. Коряко:
- Как я себе это представляю. Вашу 3D-карту я могу подвигать, покрутить руками. На ней изображена камера, нажав на которую пальчиком, я увижу изображение - происходящее в данном конкретном месте в данный период времени?
С. Четвертной:
- Да, все верно.
М. Коряко:
- Сколько лет существует ваша компания?
С. Четвертной:
- Полноценно компания работает на рынке порядка двух лет.
М. Коряко:
- Сколько человек работает?
С. Четвертной:
- Порядка 40 человек.
М. Коряко:
- Сколько человек работает конкретно над этим проектом?
С. Четвертной:
- Шесть.
М. Коряко:
- Сергей, вы сказали, что у вас сейчас в разработке есть несколько проектов. Мне хотелось бы понять, сколько стоит внедрение такого проекта? Например, берем любой муниципалитет или любой небольшой город. На этот город необходимо наложить вашу 3D-карту. Сколько стоит такой проект?
С. Четвертной:
- Если мы говорим про город с населением около 160 тысяч человек, то это стоит порядка 20 миллионов рублей.
М. Коряко:
- А если вы захотите такой 3D-картой покрыть Москву, сколько времени это займет и какова будет стоимость такого проекта?
С. Четвертной:
- За раз мы всю Москву не отрисуем, это достаточно трудоемкий процесс… Я думаю, это как минимум год, с привлечением штата специалистов порядка 20 человек, наверное. Ну, думаю, наверное, за год можно справиться, а остальное - это уже доработки, которые могут происходить уже после реализации этого проекта.
М. Коряко:
- Такие планы есть?
С. Четвертной:
- Конечно, есть.
М. Коряко:
- Как вы пошли на этот риск? Это высокотехнологичный продукт, который, мне кажется, нельзя просчитать заранее экономически. Или все-таки у вас был какой-то расчет и вы понимали, на какую прибыль и через сколько времени вы хотите выйти?
С. Четвертной:
- Так как мы ориентируемся не только на российского заказчика, мы активно работаем с зарубежными представителями и надеемся этот проект реализовать где-нибудь в Европе. Уже ведутся переговоры о подобных проектах, Я думаю, что где-то к концу 2021 года у нас есть возможность выйти на плановую прибыль в 1 млн. долларов.
М. Коряко:
- В какой промежуток времени? В год? В квартал? В месяц?
С. Четвертной:
- В год.
М. Коряко:
- Сергей, в какой программе поддержки предпринимателей вы участвовали?
С. Четвертной:
- В этом году у нас началось сотрудничество с Московским экспортным центром, который является подразделением Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.
М. Коряко:
- Какую поддержку вы получили?
С. Четвертной:
- У них есть несколько видов поддержки. Это участие в международных выставках, участие в бизнес-миссиях, при этом еще постоянно организуются здесь, в Москве, локальные мероприятия, на которых приглашают компании. Есть субсидии на поддержку экспорта - несколько программ. За этот год мы воспользовались и активно пользуемся программой по участию в международных выставках. В этом году мы участвовали в Arabia-EXPO, летом были в Южноафриканской республике. Недавно вернулись с GITEX Technology Week, который проходил в Дубае, а через неделю наши коллеги летят на Web Summit в Лиссабон.
М. Коряко:
- Я насчитал четыре выставки. А в чем заключается помощь именно департамента для вас, как для участников этих выставок?
С. Четвертной:
- Московский экспортный центр на 100 процентов субсидирует само участие в выставке. Мы выставляемся на коллективном стенде правительства Москвы. Остается только купить себе билеты и оплатить гостиницу.
М. Коряко:
- По-моему, это шикарное предложение.
С. Четвертной:
- Это очень шикарное предложение для молодых предпринимателей.
М. Коряко:
- Сергей, когда вы говорите, что 100 процентов субсидируется стоимость участия в самой выставке, имеется в виду, скорее всего, оплата там строительства, аренды стенда и выставочные площади? То есть, на вас остается только перелет и проживание? На примере тех выставок, в которых вы участвовали, можно назвать эквивалент в рублях? Чтобы мы понимали примерно, на какую сумму была оказана эта поддержка?
С. Четвертной:
- Мне очень сложно сказать, сколько на каждой выставке стоит застройка стенда и аренда площади. GITEX, на котором мы недавно участвовали, достаточно дорогая выставка сама по себе. Я думаю, как минимум, около 600 тысяч рублей нам сэкономил Московский экспортный центр. Web Summit - одна из самых дорогих выставок в мире по IT, я даже боюсь предположить, сколько там стоит аренда площади. Туда приезжают зубры со всего мира. Это и Microsoft, и Boston Dynamics, и очень много других компаний.
М. Коряко:
- Я задам вам наш традиционный вопрос, который мы задаем всем предпринимателям, которые приходят к нам в гости. Ваш самый главный совет начинающим предпринимателям?
С. Четвертной:
- Во-первых, нужно быть постоянно в тонусе. Сразу нужно снять розовые очки и постоянно оглядывать я по сторонам. И никогда не стоит опускать руки, хотя у каждого бывают моменты, когда их хочется опустить. Этого ни в коем случае делать нельзя. Нужно постоянно оглядываться, смотреть, что происходит вокруг, чтобы не допустить таких серьезных ошибок. Потому что бывает так, что ты что-то делаешь, делаешь, а на самом деле это является абсолютно бесперспективной технологией или продуктом.
М. Коряко:
- Большое спасибо вам, Сергей, за то, что пришли к нам в студию.