Экономика

Конец эпохи гипермаркетов: Их заменят магазинчики у дома и службы доставки продуктов

Крупнейшие ретейлеры планируют отказаться от формата гигантских ТЦ
Гипермаркеты долгое время воспринимались у нас не только как место, где можно купить продуктов, но и как способ провести время

Гипермаркеты долгое время воспринимались у нас не только как место, где можно купить продуктов, но и как способ провести время

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Гипермаркеты, в которых можно купить, кажется, все: от пучка укропа до комода, уходят в прошлое. О своем намерении закрыть и переделать магазины «ангарного типа» один за другим заявляют крупнейшие торговые сети страны: «Лента», «Карусель», «Магнит». А все потому, что они не приносят денег — покупатели туда заглядывают все реже.

Кстати, такие же процессы идут по всему миру. Сокращает площади даже американский гигант Wallmart. И это та сфера, в которой у нас действительно получилось догнать Запад. Там-то гипермаркеты развивались с 1960-х, а у нас появились только в конце 1990-х.

Зато появились с помпой. Первый такой магазин — это был «Рамстор» - приехал открывать премьер-министр страны Виктор Черномырдин. Может, поэтому гипермаркеты долгое время воспринимались у нас не только как место, где можно купить продуктов, но и как способ провести время. Это же целый ритуал: составить список, всей семьей отправиться за покупками (часто на окраину города), побродить среди рядов, посмотреть на скидки и новинки… А когда гипермаркеты стали обрастать магазинчиками поменьше, формируя торговые центры, казалось, ловушка для покупателей захлопнулась.

Крупнейшие ретейлеры планируют отказаться от формата гигантских ТЦ

Крупнейшие ретейлеры планируют отказаться от формата гигантских ТЦ

Фото: Олег УКЛАДОВ

Но интерес иссяк — все-таки неделя за неделей смотреть на одни и те же помидоры, конфеты и сковородки скучно. На первый план вышла выгода. Но очень скоро сетевые магазины у дома смогли предложить скидки не хуже, а то и лучше. Большинство опрошенных компанией Nielsen россиян сказали, что не видят разницы в ценах в магазинах разных форматов.

Новое оказалось забытым старым. Просто вместо безымянного продмага на углу - «Пятерочка» или «Магнит». Четыре крупнейшие сети (добавим к двум упомянутым еще «Дикси» и «Красное и белое») за неполные 10 лет в пять раз увеличили число торговых точек в России. И практически убили гипермаркеты.

- «Большие коробки» тянут показатели вниз, а более маленькие форматы демонстрируют лучшие цифры, - признавался генеральный директор «Магнита» Ян Дюннинг.

Эта сеть решила заменить привычные гипермаркеты «суперсторами». В них упор будет сделан на ассортимент скоропортящихся продуктов, а сами точки будут находиться в черте города.

Неделя за неделей смотреть на одни и те же помидоры, конфеты и сковородки скучно

Неделя за неделей смотреть на одни и те же помидоры, конфеты и сковородки скучно

Фото: Алексей БУЛАТОВ

X5 Retail Group, которая управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», планирует вдохнуть в гипермаркеты новую жизнь, переделав их в гастромаркеты. Это будет пространство не только с бесконечными полками, но и открытой кухней, кафе, пивным и винным баром. В таком формате уже работают несколько «Перекрестков», открытых на месте неудачных «Каруселей». В идеале это будет что-то похожее наделавшее немало шума в Москве «Депо».

Впрочем, значительную часть покупателей такими финтифлюшками в магазины уже не заманишь. Шопинг для них не досуг, а скучная рутина. Такие люди предпочитают покупать в интернете.

«Депо» показало Москве новый формат торговли

«Депо» показало Москве новый формат торговли

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Сегмент товаров повседневного спроса растет в онлайн-магазинах в среднем на 50% в год. При это средний чек обычно выше, чем традиционном магазине, - отметил глава направления измерений в онлайн-торговле Nielsen Александр Шуркаев.

И это еще большинство россиян предпочитает заказывать через интернет непродовольственные товары. Продукты регулярно закупают онлайн только порядка 7%. Причем чаще других так поступают москвичи и петербуржцы.

- Формат гипермаркетов в целом сталкивается со сложностями, например, давлением со стороны онлайн-торговли, - сказал главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман. - Наш собственный онлайн-сервис растет активно и уже стал достойной альтернативой в части «закупок впрок».

Часть площадей кризисных гипермаркетов отдадут под другие магазины, а часть будут использовать под пункты сортировки интернет заказов. Ведь многие онлайн-магазины работают под той же маркой, что и традиционные: успешные службы доставки работают у «Перекрестка» и «О'Кей».