Общество

Сенатор Рукавишникова: «Хотите ездить в такси безопасно? Пора принимать закон»

Первый зампред конституционного комитета Совета Федерации рассказала «Комсомольской правде», что происходит с новыми правилами работы такси
Первый зампред конституционного комитета Совета Федерации Ирина Рукавишникова. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Первый зампред конституционного комитета Совета Федерации Ирина Рукавишникова. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

На рынке такси давно пора навести порядок. Как сделать поездки безопасными? Возможно ли убрать нелегалов? Первый зампред конституционного комитета Совета Федерации Ирина Рукавишникова рассказала «Комсомольской правде», что происходит с новыми правилами работы такси, о которых несколько лет идут споры.

МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ В ЗОНЕ РИСКА

- Вам часто жалуются на проблемы с таксистами?

- Да. Причем, и пассажиры, и сами водители. Из соцсетей и от знакомых мы часто узнаем о неприятных историях, происходящих на рынке такси. Аварии, конфликты водителей с пассажирами, забастовки, увы, не редкость. В этой сфере общественных отношений накопился настолько большой объем «непрозрачности», что рынок таксомоторных перевозок требует установки четких правил и гарантий для всех – агрегаторов, водителей, пассажиров. В зоне постоянного риска на неупорядоченном рынке находятся миллионы людей – как водителей такси (более 2 миллионов человек), так и граждан (примерно 30 миллионов пассажиров).

- А в чем корень всех проблем?

- На мой взгляд, проблема в том, что до сих пор в России нет четких правил, по которым работает бизнес пассажирских перевозок в такси. И затягивать с их принятием неразумно. Тем более, что решение проблемы уже найдено.

ЭТО СРАБОТАЕТ!

- Что надо сделать, чтобы все сдвинуть с мертвой точки?

- Еще в прошлом году сенаторы Андрей Турчак и Людмила Бокова (сейчас - замминистра цифрового развития) при широкой поддержке депутатов – причем из разных комитетов и фракций – предложили законопроект с работающим механизмом по регулированию рынка такси. Он в полной мере учитывает и реалии рынка, и способность разных его субъектов нести ответственность и, что немаловажно, использование для контроля за рынком современных цифровых платформ. В первую очередь, они необходимы для мониторинга безопасности перевозок.

- Почему вы думаете, что после принятия этого закона все наладится?

- Во-первых, пассажиры будут максимально защищены: в частности, появится солидарная ответственность конкретного водителя, с которым произошел инцидент, и агрегатора. Если водитель оказался неспособен полностью возместить причиненный ущерб, остальная сумма взыскивается с агрегатора. Таким образом, пострадавший максимально быстро получает компенсацию, водитель обретает определенную социальную гарантию и поддержку, а агрегатору, чтобы не терять деньги, выгодно будет приглашать на работу профессиональных и добросовестных водителей, которым он направляет заказы на перевозку.

Во-вторых, будет введена материальная ответственность для агрегаторов, которой сегодня нет. Это, пожалуй, самое эффективное средство профилактики как ДТП с участием такси, так и конфликтов с пассажирами: агрегаторы будут отвечать за передачу заказов лицам без разрешений. Уверена, что со временем это приведет к формированию и внедрению определенного свода правил и кодекса профессиональной этики водителей такси, что, безусловно, позитивно скажется на самой отрасли, на комфорте и безопасности поездок для пассажиров.

В-третьих, для того, чтобы с рынка постепенно ушли нелегалы, российские регионы будут вести единые электронные реестры разрешений для работы в такси. К этим реестрам в обязательном порядке подключатся агрегаторы, заинтересованные в сотрудничестве только с теми водителями, у которых официальное разрешение есть. И, садясь в машину, любой пассажир сможет быть уверен, что с документами у водителя все в порядке.

В-четвертых, важным пунктом законопроекта стал запрет на работу в такси для водителей, не имеющих российских водительских удостоверений. Это не значит, что иностранцы вообще не смогут работать в такси. Однако им нужно будет подтвердить свою квалификацию в российских государственных органах. Планируется постепенное введение данной нормы, чтобы у людей было достаточно времени для замены водительского удостоверения.

ЧТО ЕЩЕ ПОМЕНЯЕТСЯ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА?

- Кроме того, в перечень лиц, имеющих право на осуществление таксомоторных перевозок, будут включены самозанятые граждане. Это позволит «обелить» рынок с точки зрения налогов и сборов, да и пенсионных накоплений самих водителей. Самозанятые должны стать полноправными участниками экономики.

Вполне допускаю также, что в процессе обсуждения законопроекта в Государственной Думе в нем появятся и положения, регулирующие механизм доставки товаров и продуктов посредством такси. Эта услуга стала широко востребованной в последнее время, но в законодательстве она пока никак не отражена.

Уверена, что от скорейшего принятия закона все окажутся только в выигрыше: и водители, и пассажиры.