Звезды22 апреля 2021 1:00

Режиссер Тимур Бекмамбетов: О подвиге Михаила Девятаева я узнал благодаря жене

Сегодня новым фильмом знаменитого режиссера открывается Московский международный кинофестиваль. Перед премьерой Тимур Бекмамбетов побывал в гостях на радио «Комсомольская правда»
Кинорежиссер Тимур Бекмамбетов в студии Радио "Комсомольская правда".

Кинорежиссер Тимур Бекмамбетов в студии Радио "Комсомольская правда".

Фото: Михаил ФРОЛОВ

«Девятаев» (в широком прокате с 29 апреля) выбивается из ряда биографических картин о замечательных людях прошлого. Во-первых, его снял один из немногих современных российских режиссеров, чье имя известно во всем мире - автор «Ночного дозора», «Особо опасен», «Бен-Гура» Тимур Бекмамбетов (он поставил «Девятаева» вместе со своим постоянным оператором Сергеем Трофимовым, для которого это дебют в режиссуре). А во-вторых, это прежде всего приключенческая картина, и в центре ее - история побега из фашистского плена. Впрочем, сам Тимур расскажет об этом лучше.

«НЕ ВСЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ЭТОМ ПОБЕГЕ РАССЕКРЕЧЕНЫ»

- История и жизнь Михаила Девятаева – абсолютно невероятные, - говорит Бекмамбетов. - Редкий случай, когда этот эпитет можно употреблять безо всяких сомнений. Он смог сбежать с самой секретной военной базы нацистов на острове Узедом, где разрабатывались баллистические ракеты «Фау-2», гитлеровское «оружие возмездия», способное через космос стремительно долететь до Лондона или Москвы. Если бы немцы запустили это оружие в производство, война бы закончилась по-другому. Девятаев не просто сбежал сам, и не просто спас десятерых своих товарищей -– в угнанном им самолёте оказались еще и ценнейшие материалы по «Фау-2». Он потом передал их и всю информацию об Узедоме советскому командованию, и немецкую базу на острове разбомбили. Но после этого Девятаев двенадцать лет был изгоем. Люди просто не верили, что с ним произошло все то, о чем он рассказывал. Казалось, что это невозможно - взять и угнать огромный самолет, которым Девятаев к тому же никогда всерьез не учился управлять. Его бесконечно проверяли, допрашивали, и только через 12 лет после войны по настоянию Сергея Королева дали звезду Героя Советского Союза. 12 лет терпения! Это показалось мне даже более драматичным, чем собственно история побега.

Павел Прилучный в роли летчика Девятаева.

- Но в фильме об этом упоминается лишь мельком…

- Потому что для него самого это не было главной темой. Вообще-то до сих пор далеко не все документы по Девятаеву рассекречены. Да, он написал две автобиографические книги, «Побег из ада» и «Полет к солнцу», но там изложены не все подробности того, что с ним произошло. Для меня, впрочем, как раз было очень важно рассказывать на экране только то, что о чем говорил сам Михаил Петрович. Я не хотел додумывать легенду, которую он сам о себе сложил. То же самое у меня было с Алексеем Архиповичем Леоновым: когда мы делали фильм «Время первых», старались буквально экранизировать его слова…

Если возвращаться к проверкам, которым подвергся Девятаев и те, кто побывал в фашистском плену - мне кажется, отчасти это было объяснимо. Не то чтобы оправданно, но объяснимо. Да, конечно, дико было считать всех, кто побывал в плену, предателями Родины, но ведь среди сотен тысяч людей, вернувшихся домой после войны, предатели действительно были. И каким-то образом необходимо было понять, кто в плену остался человеком, а кто перешел на сторону фашистов и расстреливал своих бывших товарищей.

- Кстати, у вас в фильме второй главный герой – лучший друг Девятаева, летчик Николай Ларин. Оказавшись в плену, он немедленно начинает сотрудничать с немцами, и остальных пленных призывает к тому же. Это реальный персонаж?

- Вымышленный. И это единственный вымысел, который мы себе позволили. Зачем этот герой понадобился? В фильме есть приключения, борьба с обстоятельствами: Девятаева подбивают фашисты, он пытается выжить в лагере, потом во время побега никак не хочет взлетать самолет… Но еще мне было важно, чтобы он сделал моральный выбор. Все остальные герои фильма - реальные люди, я не мог драматизировать их образы, не мог придумывать им никаких черт, о которых не упоминает Девятаев в своих книгах. И был вынужден создать образ антагониста, который бы делал фильм напряженным, драматичным и помог бы проявиться нашему главному герою. Николай Ларин воплощает тот альтернативный путь предательства, по которому Девятаев мог пойти и не пошел.

По сюжету картины, оказавшись в плену, летчик Николай Ларин (актер Павел Чинарев) начинает сотрудничать с немцами.

Я не хотел, чтобы этот фильм был просто про войну с немцами, о том, как на тебя нападают, а ты отбиваешься и постепенно переходишь в наступление. Для фильма и для нас сегодняшних важно, какие проблемы решает человек сам для себя, какой выбор он делает. В какой-то момент ты переступаешь границу физического страха, и оказывается, что изменить себе - страшнее, чем погибнуть. Возникает вопрос чести, вопрос, останешься ты самим собой или нет. Ты можешь выжить, но перестать себя уважать, перестать себе доверять. И начинаешь бороться за себя как личность.

- А еще вы в чем-то отошли от реальной истории?

- Девятаев, когда улетал из плена, весил всего 36 килограммов, хотя в фильме этого не видно. Я пожалел Пашу Прилучного, который и так похудел на 15 килограммов для роли… Но вообще «Девятаевым» я пытался доказать - прежде всего себе - что фильм может быть героическим, приключенческим и реалистичным одновременно. Грязные руки, ржавый самолет, иногда плохо работающий двигатель, поцарапанная краска на приборах – то, что делает фильм достоверным. Это эмоционально важнее, чем глянцевая, красивая картинка.

Девятаеву предстоит сделать выбор - вернуться в небо, продолжив войну на стороне врага, или отправиться в концлагерь.

«ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ - ЭТО ГЕРОЙ ГЕРОЕВИЧ ГЕРОЕВ»

- Говорят, об истории Девятаева вы узнали от своей жены Натальи…

- Она работает помощником президента Татарстана, занимается культурными проектами в этом замечательном регионе. А в Казани есть памятник Девятаеву, есть улица Девятаева, которая ведет в порт, где он работал после войны. И однажды мы с ней пошли к косметологу - и та оказалась внучкой Девятаева! Мы познакомились, разговорились, она оказалась совершенно замечательной девушкой и рассказала мне о дедушке, которого знала (Михаил Девятаев дожил до 2002 года. - Ред.). И вот так получилось, что у нас появился первоисточник.

- Фильм изначально назывался «Фау-2. Побег из ада». Почему вы поменяли название?

- Пока фильм не был готов, пока его не увидел сын героя, Александр Михайлович, у меня не было уверенности, что я могу использовать в названии фамилию Девятаева. Это большая ответственность. Только после того как мы поняли, что фильм получился, я решил, что вправе это сделать.

- У Павла Прилучного, который сыграл Девятаева, современное лицо. Во всяком случае, он не производит впечатление человека из 40-х годов. Или нам так показалось?

- Нет, он действительно современный человек. Но я не думаю, что это проблема. Мы не антропологи, у нас нет задачи воссоздавать лица людей другой эпохи и подбирать по этому принципу актеров. Гораздо важнее, чтобы зритель полюбил героя и переживал за него. Знаете, когда я в Америке снимал «Авраама Линкольна, охотника на вампиров», умные люди мне рассказали, что главный герой фильма ни в коем случае не должен носить бороду или шапку. Смешно звучит, но на голливудских студиях на бороды и шапки существует прямой запрет! Объяснение очень простое: и то, и другое неуловимо меняет образ, словно бы превращает героя в некую карикатуру, надевает на него маску. Зрителю становится в десять раз труднее идентифицировать с героем себя. Поэтому в американских фильмах вы крайне редко видите в центре сюжета бородатых людей, а если они носят головные уборы, то максимум бейсболки. Вот и вы сейчас, говоря про лицо из другой эпохи, тоже говорите про маску. Можно подобрать актера с типичной для 40-х внешностью, но это значит отстранить его от сегодняшней аудитории.

- По какому принципу вы выбрали Прилучного?

- Мне было очень важно, чтобы это был не классический герой фильмов о войне. Если вспомнить советское кино, там были очень умные режиссеры - и на роли военных постоянно приглашали совсем не героических Юрия Никулина, Анатолия Папанова, Евгения Леонова. Они искали в актерах что-то, что делало бы героев людьми, снимало с пьедестала и приближало к аудитории. То же самое и здесь. Для меня Прилучный - невероятно, катастрофически человечный. То есть такой, как многие из нас. В нем нет какой-то надменности. Мы с моим оператором и сорежиссером Сережей Трофимовым все время переглядывались, потому что он иногда он нам обоим напоминал Константина Хабенского времен «Ночного дозора»…

Кинорежиссер Тимур Бекмамбетов.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Говорят, изначально Девятаева должен был играть Данила Козловский…

- Да нет. Просто, когда проекты представляются продюсерам, партнерам, Фонду кино, нужно им приблизительно сказать, кого ты видишь в главной роли. Есть для этого даже специальный термин - dream cast, «кастинг мечты». Ну, и мы в качестве очень понятного для всех образа привели Данилу. Я потом с ним разговаривал, но… не думаю, что он был бы правильным актером для этой роли. Вернее, он бы все сделал, но получился бы совершенно другой фильм. Данила - такой очевидный Герой Героевич Героев. А Паша сложный внутренне, в нем есть что-то трудноуловимое, но очень важное для того Девятаева, о котором я делал картину. Он сентиментален, например, и в фильме это видно. И одновременно он очень жесткий. Вот это сочетание мне кажется очень важным.

Фильм "Девятаев" выходит в прокат с 29 апреля.

КСТАТИ

Вокалист Rammstein сам предложил исполнить на русском «Любимый город»

- Участник группы Rammstein Тилль Линдеманн записал на русском языке песню «Любимый город в синей дымке тает». Клип, который вы на нее сняли, выйдет одновременно с фильмом в рамках рекламной кампании. Почему так?

- Тиль сам пришел ко мне с предложением исполнить эту песню! Думаю, потому, что он вырос в городе Росток, который находился в ГДР. Потому что у него отец много времени проводил в Советском Союзе, путешествовал, был писателем. Потому что сам Тиль был пионером. Потому что эту песню ему в детстве пела мама… И вот он через знакомых узнал, что я снимаю фильм про Девятаева, а «Любимый город» будет лейтмотивом этой картины. В бывшей ГДР Девятаев считался героем, на острове Узедом стоит памятник ему, его там чествовали и в советские времена, и после объединения Германии. Так и вышло, что мы сняли клип!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Для миллионов советских людей подвиг Михаила Девятаева стал известен благодаря перу легендарного журналиста «Комсомольской правды» Василия Пескова. Причем, двух этих выдающихся людей связывала тесная дружба.

- К папе чуть ли не каждую неделю приезжали журналисты. Но Пескова он выделял из всех. Отец считал, что именно Василию Михайловичу удалось передать весь трагизм того, что с ним произошло, - рассказывал сын Героя Советского Союза Александр. - У отца было нежное чувство к Пескову... Они были родственные души.

Читайте на нашем сайте знаменитый очерк Василия Пескова о Михаиле Девятаеве «Побег», опубликованный в «Комсомольской правде» 7 февраля 1985 года.

«Комсомольская правда», 7 февраля 1985 года