Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-3°
Boom metrics
Общество1 февраля 2022 22:00

«Коронные» приемы телефонных мошенников: ТОП-5 способов обмана, связанных с пандемией

Как не попасться на удочку жуликов
Мошенники в пандемию тоже работают удаленно - ищут жертв в интернете.

Мошенники в пандемию тоже работают удаленно - ищут жертв в интернете.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

В России снова растет заболеваемость коронавирусом. А мошенники всегда держат нос по ветру: аферисты быстро смекнули, что пандемия - прекрасный способ заработать. И чем сильнее напуганы и растеряны потенциальные жертвы, тем проще их «развести». Рассказываем о самых распространенных «коронавирусных» способах обмана.

Уловка № 1:

Липовый кредит с помощью госуслуг

Человеку звонят от имени специалиста сайта госуслуг и предлагают привязать QR-код, который выдается при вакцинации, к его странице. Мошенники просят продиктовать код из СМС якобы для активации или привязки QR-кода. На самом же деле этот код вам присылает робот госуслуг, потому что жулики пытаются поменять пароль к вашему личному кабинету на портале. Вы называете код, и мошенники открывают ваш личный кабинет, получая доступ к персональным данным, в том числе серии и номеру паспорта. И потом на вас могут повесить липовый кредит.

На самом деле QR-код появляется в подтвержденной учетной записи госуслуг автоматически, когда Минздрав передает сведения о вакцинации или перенесенном заболевании. А сотрудники портала «Госуслуги» никогда не звонят без заявки гражданина и не запрашивают его данные.

Что делать:

Служба поддержки госуслуг уже разработала усиленную защиту для пользователей:

Перед отправкой пользователю SMS для смены пароля портал запрашивает код, а после этого дополнительные сведения: СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта.

А вообще, если вам предлагают привязать QR-код к странице на госуслугах, просто положите трубку. Также не отправляйте SMS с кодами, не меняйте пароль с помощью звонящего.

Сообщите о звонке в МВД и на горячую линию поддержки портала госуслуг по номеру: 8-800-100-70-10.

Уловка № 2:

«Наш очиститель спасет от вируса»

После появления коронавируса мошенники «изобрели» и спасающие от него чудо-средства. Одно из распространенных предложений - очиститель воздуха, удаляющий возбудителя вируса.

- Наш очиститель фильтрует 99,9% частиц! - будут убеждать вас «разводилы». Только денежки платите.

Что делать:

Роспотребнадзор предупреждает: медицинских исследований, которые бы доказывали пользу увлажнителей или очистителей воздуха при профилактике вирусных инфекций, нет. Так что точно не выбирайте варианты с предоплатой за покупку.

Важно.

Важно.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Уловка № 3:

«Вам положена компенсация»

Мошенники часто дурят, сообщая от лица государства о полагающихся выплатах всевозможных компенсаций в связи с COVID-19. Такая информация размещается в интернете. Чтобы получить компенсацию, вам предлагается перейти по ссылке, заполнить анкету и ввести данные с вашей банковской карты. Делается это якобы для того, чтобы перечислить вам деньги, но в итоге вы можете мигом потерять накопления.

Что делать:

Не переходите по сомнительным ссылкам и не вводите данные вашей карты. Помните, что при получении компенсаций и пособий от государства это не требуется.

Информацию о компенсациях проверяйте в официальных источниках. Также ее можно получить по номерам горячих линий.

Мошенники всегда держат нос по ветру.

Мошенники всегда держат нос по ветру.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Уловка № 4

Штраф за нарушение самоизоляции

Мошенники наловчились рассылать липовые СМС-сообщения о том, что вам выписан штраф за нарушение режима самоизоляции. Угрожают возбуждением уголовного дела. И вам предлагается немедленно оплатить штраф - по номеру телефона или карты.

Что делать:

На претензии о нарушении режима самоизоляции имеют право только сотрудники правоохранительных органов - и не через СМС, а лично, предъявив служебное удостоверение. Но и они не могут брать с вас деньги на месте - полиция только составляет протокол.

Уловка № 5:

«Ликбез» от жуликов

Еще один популярный способ обмана - рассылки через электронную почту, мессенджеры и соцсети. Как правило, жулики предлагают познакомиться со способами борьбы с возбудителем коронавируса, средствами защиты и т. д.

Например, вам могут предложить узнать, как в квартире избавиться от возбудителя вируса с помощью фена. И рядом - ссылка на мошеннический сайт, где собирают данные банковских карт.

По оценкам экспертов, россияне открывают «коронавирусные» письма в два раза чаще, чем обычные рассылки других жуликов.

Что делать:

Не переходите по сомнительным ссылкам, которые приходят вам в том числе в личные сообщения в соцсетях, и не открывайте подозрительные вложения в письмах.

Внимательно смотрите, с какого адреса пришло письмо. Например, письма от госуслуг заканчиваются так: @gosuslugi.ru. Если же вам пишут якобы от госуслуг, а после «собачки» (@) в адресе какая-то абракадабра, это мошенники.

Комментарий эксперта

Комментарий эксперта

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

КСТАТИ

Как еще дурят россиян

- Мошенники звонят и сообщают о контакте с подтвержденным носителем коронавируса и о том, что к вам домой придут специалисты для проведения платного анализа.

- Вам могут предложить провести на дому бесплатное тестирование или вакцинацию от коронавируса. Как правило, цель такого визита – квартирная кража.

- Мошенники могут попросить принять участие в благотворительных акциях, например, пожертвовать деньги на помощь пожилым людям. Переведенные в таком случае деньги, скорее всего, вернуть не удастся. Следует тщательно проверять такие обращения.

- Предложения по удаленной работе. Для того, чтобы к ней приступить, мошенники заявляют о необходимости предварительно купить методические материалы, пройти онлайн курсы.

- Мошенники звонят от имени врачей или сотрудников Роспотребнадзора и сообщают, что ваш родственник в больнице. Чтобы улучшить условия его содержания, вам предлагают перевести деньги на счет «медучреждения».

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Аферисты давят на эмоции и не дают времени подумать»

Ирина Зиновкина, директор по консалтингу группы компаний InfoWatch:

- Иногда быстро определить, что звонит мошенник, достаточно сложно – они активно используют сервисы по подмене номеров, и внешне звонок может выглядеть как легитимный (то есть на экране высвечивается номер банка или мобильного оператора, - Ред.). Зачастую мошенники имеют на руках не только список номеров, но и некоторые другие персональные данные, что дает ему больше шансов завоевать доверие у собеседника: например, назвав его по имени и отчеству.

Однако есть несколько отличительных признаков, которые помогут понять, что звонит злоумышленник. В первую очередь, если звонящий пытается узнать у вас личную конфиденциальную информацию (номер и другие атрибуты банковской карты, паспортные данные и так далее), то звонок необходимо прекратить: почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что это злоумышленник. Кроме того, мошенники часто стараются вызвать в человеке эмоции, и, главное, не дать ему время на обдумывание ситуации и консультации с родственниками и друзьями. Чаще всего мошенники звонят по какому-то «срочному» вопросу, обращая внимание человека на то, что он должен принять решение именно сейчас, во время звонка. Если вы чувствуете какое-либо давление со стороны собеседника, то звонок надо прекратить.

Если вопрос для вас действительно важен, лучше закончить разговор и самостоятельно перезвонить в то ведомство или организацию, откуда якобы звонил сотрудник.

А еще всю информацию, которую вам сообщают по телефону либо в письмах, необходимо перепроверять в официальных источниках. Например, если во время пандемии положены какие-то выплаты, то надо понимать, что для их получения вам не надо вводить все атрибуты банковской карты на стороннем вебсайте, и уж тем более оплачивать различные пошлины. Кроме того, необходимо удостовериться, что подобные выплаты действительно существуют. Если вам звонят, например, «для активации QR-кода» и просят назвать конфиденциальные сведения (в первую очередь – данные банковской карты, - Ред.), то такой звонок точно надо прекращать. Хорошей практикой является также отслеживание актуальных новостей и информации – это поможет вам понимать механизм работы различных сервисов и услуг, и, соответственно, не поддаться на уговоры злоумышленников.