Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Наука2 марта 2022 7:55

Мумия жреца оказалось женщиной: в ГМИИ имени Пушкина представили сенсационные открытия ученых Курчатовского института

На уникальной выставке представили мумии и более 400 предметов из египетской коллекции музея
Мумии выставлены в специальных стеклянных гробах-витринах в дальней части зала

Мумии выставлены в специальных стеклянных гробах-витринах в дальней части зала

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Пару лет назад посетители египетского зала "Пушкинского музея" потеряли мумию.

"А вы не знаете, куда подевался жрец"? - беспокоились в соцсетях.

Кто бывал, тот, конечно, не забудет пугающий контент в виде отдельной забальзамированной женской головы и расшитой бисерной сеточкой человеческой фигуры, именуемой в экспликации мумией жреца Хор-Ха. Этот же экспонат в народе почему-то называли "волосатой женщиной", по крайней мере, об этом однажды рассказывала директор ГМИИ Ирина Антонова. Мол, спукаюсь я по лестнице, а ко мне подходит посетительница и спрашивает, а вы не знаете, где тут волосатая женщина.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Незадолго перед пандемией мумии пропали. Поиски в соцсетях не дали результата. Исчезновение даже связали со сменой постоянной экспозиции. Ту, что была в египетском зале аж с 1969 года заменили на более целомудренную, а заодно убрали весь изюм.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Оказалось, что все так и не так. Все это время мумии изучали в Курчатовском институте, а 1 марта по случаю окончания исследования, в ГМИИ открылась выставка "Искусство бессмертия. Мумии Древнего Египта". Жрец Хор-Ха вернулся к нам, да не один, а в большой компании друзей и еще с четырмястами экспонатами из египетской коллекции музея.

Экспозиция расположена на втором этаже. Внутреннее пространство превратили в подобие гробницы, а колонны Белого зала затейливо задекорировали под колонны Карнакского храма.

Мумии выставлены в специальных стеклянных гробах-витринах в дальней части зала. Выставка устроена так хитро, что можно легко пройти мимо темного зала, расположенного возле гробницы, однако нужно быть внимательным: в темном пространстве расположено самое интересное в виде результататов исследований.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

О чем рассказали мумии

У Эдгара По есть рассказ «Разговор с мумией», где один доктор решил провести опыт с мумией и вольтовой батареей. В результате воздействия током на большой палец правой ноги, мумия пнула доктора так, что тот вылетел с третьего этажа на улицу. А потом мумия чихнула и принялась жаловаться на тех, кто ее развернул в таком холодном климате.

Наших ученых никакая мумия не пинала, потому что, в отличие от героя По, они ничего не разворачивали, а работали при помощи КТ, МРТ и нового оборудования.

Неудивиельно, что забальзамированные тела прониклись уважением и смогли рассказать что-то интересное.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

На двух мультимедийных экранах можно полистать и посмотреть, какие чудные открытия нашли ученые в той или иной забальзамированной фигуре. Здесь же разместили еще две мумии, в том числе - нашего знакомого Хор-Ха и сопроводили все прекрасной мультимедийной инсталляцией. На глазах у посетителей фигуры "оживают", обрастают кровью и плотью и удивляются сами себе.

И еще бы не удивиться. Ученые определили, что вообще-то жрец Хор-Ха - не мужчина, а женщина. (Теперь египтологи из Пушкинского гадают, когда произошла подмена). А древнейший "египетский" экспонат ГМИИ: глиняный гроб, изготовленный шесть тысяч лет назад - на самом деле подделка, выполненная в начале прошлого века. (Правда, успокаивает, что мумия, лежащая в гробе подлинная, старинная и принадлежит маленькому ребенку). Выявились и другие интересности. В частности, ученые получили больше информации о процессе бальзамации и составе смеси. Удалось узнать, чем страдали эти люди при жизни (по всей вероятности, трое умерли от тифа, а один - от гангрены). Ученые воссоздали даже прическу: перед погребением одной даме навертели на голове некий гипсовый каркас, по которому нашим ученым удалось определить характер вавилона.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Не сказать, чтобы исследования сняли все вопросы: в некоторых случаях их даже стало больше. Например, пресловутый жрец-не жрец Хор-Ха имел странную физиологическую особенность: у него (нее) не зарос метопичекий шов, соединяющий две половинки головы. Обычно этот шов зарастает к двухлетнему возрасту, а даме, которую принимали за жреца, на момент смерти было лет 25. Причем, случай оказался не единичным, такую же особенность с метопическими швами нашли еще и у мумии мужчины с длинными пальцами.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

И непонятная выставка современного искусства

Впрочем, не мумиями едиными. На выставке великолепно и со вкусом представили фаюмские портреты, которые в обычной жизни выставляют крайне редко; здесь же можно увидеть большое количество саркофагов; а также заупокойные папирусы, включая абсолютный шедевр – папирус жрицы Джедисетиусанх. (Вообще папирусы без лишней необходимости стараются не выставлять, так что момент - уникальный).

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Как известно, египетские артефакты очень зависят о правильной постановки света и цвета окружающего пространства. Так, например, после смены экспозиции в египетском зале ГМИИ египтолог Виктор Солкин очень жаловался на агрессивный синий цвет, который, по его словам, "убил" постоянную выставку.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Нынешняя выставка заслужила похвалы даже от Солкина. По его словам, оформление в деликатных золотисто-кофейных и белых тонах подчеркнула выигрышность предметов.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Однако, если говорить о недостатках, то трудно не согласиться с тем же Солкиным, выразившим недоумение от соседства новой выставки с выставкой современной художницы Ирины Затуловской "Бегство в Египет", расположившейся в зале греко-римского искусства Египта. Не в первый раз в залах ГМИИ соединяют век нынешний и век минувший, однако работы Затуловской, представляющие собой поделки на египетские темы, выполненные в псевдопримитивном ключе, приращения смысла не вызывают. Лоскутки, черепки, крышки от тазов и псевдоостроумные высказывания разместили на ступенчатой пирамиде вперемешку с реальными предметами из египетской коллекции. Выглядит спорно. Возможно, было бы интереснее и понятнее, если бы "египетские" поделки выполняли дети и студии детского творчества.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Это всего лишь моя точка зрения и, возможно, я чего-то недопоняла. Однако понять было непросто: к сожалению, ГМИИ отказался от идеи проведения вернисажей. Пресс-показы проводят только для ограниченного числа телевизионщиков, так что возможности поговорить с кураторами выставки, чтобы лучше понять, а заодно прояснить спорные вопросы - не удалось. До всего пришлось доходить своим умом.