Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
15 марта 2022 4:00

Перевозят сотрудников целыми офисами: спрос на чартерные авиарейсы из России вырос в разы

Частные самолеты из России устремились в Ереван, Дубай и Стамбул
Самолет бизнес-класса на выставке Jet Expo. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Самолет бизнес-класса на выставке Jet Expo. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Европейское небо закрыто для российских самолетов. Те, кому нужно улететь за рубеж, ищут пересадки в крупных авиахабах СНГ и на Ближнем Востоке. Наряду с авиакомпаниями, к которым привыкли рядовые пассажиры, в России есть хоть и небольшой, но все же рынок деловой авиации.

В первую очередь это частные рейсы для состоятельных людей. Тут летают на бизнес-джетах: небольших самолетах, куда помещается одна-две семьи. Или чартерные рейсы по заказу крупных компаний: здесь самолеты те же, что и на регулярных рейсах.

Цены на бизнес-джеты и корпоративные чартеры сильно выросли за последние дни. Из-за событий на Украине увеличилась продолжительность полета. Например, в Армению раньше летали через Черное море — 2,5 часа. Теперь борт идет через Каспий со стороны Баку: полетное время выросло до четырех часов. Значит нужно больше топлива, больше часов работает экипаж — это отражается на цене.

О том, что происходит с деловой авиацией kp.ru рассказал основатель и гендиректор «Национальной Чартерной Компании» Марк Кузнецов.

ЗА 1000 ЕВРО ДО АРМЕНИИ

«Сейчас три основных направления для полетов бизнес-авиации: Ереван (Армения), Стамбул (Турция), Дубай (ОАЭ). Был еще Кипр, но с 28 февраля российские самолеты остров перестал принимать. Нам даже пришлось переподать борт на Ереван, когда ночью Кипр отозвал выданное разрешение.

Рейсы на Ереван преобладают, так как билет на чартер туда выходит дешевле, всего — 1000-1500 евро (в рублях это около 150-200 тысяч — прим. авт.). Конечно, можно ждать регулярные рейсы, но билеты на них либо выкуплены, либо стоят в пять раз выше привычной цены. Также наши коллеги организуют большие рейсы по тем же направлениям, но с VIP-обслуживанием от 3000 евро за билет.

Раньше групповые чартеры делали под конкретного заказчика. Например, моя компания работает с оркестрами, цирками и концертными агентствами. Когда им нужно прилететь в Россию или устроить тур по стране, мы организовывали рейсы. Или кто-то хочет собрать самолет для полета на бизнес-форум, сыграть свадьбу в другой стране и перевезти всех гостей. Такого было много, но все-таки это не ежедневные заказы.

Три основных направления для полетов бизнес-авиации сейчас - это Ереван, Стамбул и Дубай. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Три основных направления для полетов бизнес-авиации сейчас - это Ереван, Стамбул и Дубай. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Нынче спрос вырос в разы. В день мы организуем по три-четыре рейса. Большинство клиентов — компании. Они перевозят сотрудников целыми офисами. Это называется релокация — обустраивают временные рабочие места в другой стране.

Компания берет самолет для сотни сотрудников. Если на борту есть еще, например, свободных 30-50 мест, мы спрашиваем у заказчика: можем ли посадить пассажиров? Это дает небольшую скидку заказчику и возможность улететь другим. Билеты на свободные места в частном порядке покупают у нас обычные люди. Просто пишут нам с вопросами, когда есть рейсы. Чаще всего вылетаем из Москвы.

Есть те, кто сейчас уезжает, так как у них есть другое гражданство. Тогда тот же Стамбул или Дубай они используют как перевалочный пункт, чтобы улететь в Америку, Европу или Израиль».

ПОЧЕМУ НЕ ЛЕТЯТ НА МАЛЬДИВЫ

«Причина, по которой компании покидают Россию, технического характера: если компания ориентировалась в том числе на зарубежный рынок или ей владеет иностранный бенефициар (человек или организация, которая получает прибыль — прим. авт.), им сейчас проще работать в другой стране.

В основном улетают фирмы, связанные с IT. Также рейсы популярны у людей творческих профессий. Руководители промышленных компаний не улетают — у них задачи наоборот в России.

Большие самолеты стали основой чартерных авиаперевозок. Также летают и бизнес-джеты. Но они в дефиците, так как в российском регистре очень мало самолетов (то есть «приписанных» к России, зарегистрированных в нашей стране — прим. авт.). Самолеты европейского регистра теперь в Россию и из нее летать не могут.

Сейшелы, Таиланд, Мальдивы и прочие курорты сейчас не так популярны как обычно в это время. Ведь это страны для отдыха, а не для жизни и работы. Плюс из-за удаленности направлений цена билета туда будет в два раза выше, чем в тот же Дубай. Мало кто готов тратить такие суммы».

СВОИХ САМОЛЕТОВ У НАС НЕ ТАК МНОГО

«Высокая цена перелета объясняется и тем, что у нас не так много самолетов, зарегистрированных в России, либо купленных в лизинг через наши банки. У большинства авиакомпаний борта в иностранном лизинге. Они опасаются, что когда прилетят в другую страну, обратно их просто не выпустят — арестуют борт. Так борт «Победы» прилетел в Стамбул, а обратно ему вылететь не дали.

К тому же авиаконцерны Boeing и Airbus поддержали санкции, поэтому ожидаются перебои с деталями и обслуживанием.

Бизнес-джет в Дубай стал стоить примерно 70-80 тысяч долларов. Это в два раза дороже, чем было раньше. Это не ручная спекуляция, а автоматическое ценообразование на рынке. Спрос на обычные рейсы тоже высок, билеты подорожали, следом и цена на бизнес-джеты начала расти».