87-летний ученый, друг космонавта Юрия Гагарина Виктор Порохня.
Фото: Иван МАКЕЕВ
- В чем моя вина? – этот вопрос Виктор Порохня задает уже два года. 87-летний ученый, друг космонавта Юрия Гагарина пережил инсульт и ковид. Он упорно шел к выздоровлению не только в силу своего природного упрямства и воли к победе, но еще и потому, что место на кладбище, присмотренное несколько лет назад, вдруг оказалось «не его». Как так получилось, выясняли корреспонденты kp.ru
Виктор Порохня – доктор исторических наук, профессор, действительный член Российской Академии космонавтики им. Циолковского и Академии военно-исторических наук, заслуженный работник физической культуры, автор более 220 научных работ. Его главные увлечения – цветная металлургия, история, авиация и космонавтика и футбол.
В футбол он влюбился 75 лет назад. Порохня учился в 5 кассе. Времена были послевоенные, нелегкие, голодные. Семья жила на Донбассе в Ворошиловоградской области. В 1947 году мальчик пошел работать на угольную шахту Сабовка-47 – оформить официально его не могли, но деньги платили. Там встретил бывшего вратаря сборной Германии по футболу, который ранее участвовал в Олимпийских играх в 1936 году.
- А в 1947 году Ганс Штайн в качестве военнопленного помогал восстанавливать шахты, которые во время Великой Отечественной войны взорвали нацисты, - вспоминает Виктор Сидорович. – Вот ему и поручили организовать из нас, мальчишек, команду. И в 12 лет я впервые увидел, что такое футбольный мячик.
А через 40 лет его отправляют в командировку в ГДР, и там он случайно встречает того самого Ганса Штайна, чьи уроки изменили его жизнь. К тому моменту Порохня уже был членом Президиума Федерации футбола СССР, и его бывший учитель воочию убедился, что уроки не прошли даром.
С Юрием Гагариным они познакомились, когда космонавтом тот еще не был.
- Мы четыре года жили в одной комнате в общежитии, пока учились в Саратовском индустриальном техникуме, там же пошли в аэроклуб, - рассказал kp.ru Виктор Сидорович. – А о том, что он в космос полетел, узнал по радио: 12 апреля 1961 года мы с супругой и с футбольной командой «Авангард - Павлодар» были на сборах в Новом Афоне. Услышали, что в космос полетел майор Гагарин. Помню, я удивился: Юра ведь старшим лейтенантом был, а тут – целый майор. Может, не он? Я уехал на игру, а жена осталась слушать радиопередачу дальше. Когда я вернулся, она и говорит: «Так ведь это наш Юра!»
Порохня в тот же день отправил поздравительные телеграммы, в том числе одну - в Саратовский индустриальный техникум, и она до сих пор хранится в областном краеведческом музее.
- Вот мы с Юрой, это 28 декабря 1965 года, он тогда как раз получил квартиру в Щелкове возле аэродрома Чкаловский, – Виктор Сидорович показывает черно-белые снимки, с которых улыбаются он, его жена Валентина Дмитриевна и Юрий Гагарин. Снимок делала Валентина Ивановна Гагарина – супруга Юрия Алексеевича.
Виктор Порохня (слева), его супруга и Юрий Гагарин в 1965 году на старой фотографии из личного архива.
Прошло чуть больше двух лет. 27 марта 1968 года Юрий Гагарин разбился во время тренировочного полета. Известие о гибели друга застало Виктора Сидоровича на сборах в Феодосии – об этом сообщили воспитанники его команды.
- Помню, я сразу позвонил второму секретарю Днепропетровского горкома партии Виктору Васильевичу Кирилюку – он все подтвердил и разрешил выехать на похороны. В тот же день я поймал такси, поехал в аэропорт, по пути рассказал водителю о своем горе, показал фото нас с Юрой, которое я всегда с собой носил. Он даже денег с меня не взял, - вспоминает Виктор Порохня.
В Симферополе билетов на самолет до Москвы не было, но и тут все сложилось в пользу Виктора Сидоровича – местный обком партии посылал венок на похороны космонавта Юрия Гагарина, сопровождать который должны были два человека, один из них не полетел, и его место занял Порохня.
Ему заранее выписали пропуск, чтобы он присутствовать на похоронах – красный, с гербом, сейчас он хранится в Народном музее Юрия Гагарина в Саратове. О том дне Виктору Сидоровичу вспоминать тяжело до сих пор: гибель друга казалась неправильной, невероятной, все, кто знал Юрия Алексеевича лично, плакали.
1 февраля 1969 Виктор Сидорович поступил в аспирантуру Московского авиационного института и проработал там 52 года. Он признается: интересом к авиации о космонавтике обязан своему другу.
Сейчас Виктору Сидоровичу Порохне 87 лет. Последние годы он ухаживает за своей тяжело больной супругой Валентиной Дмитриевной, с которой они женаты уже 65 лет.
В 2009 году Виктор Сидорович похоронил тещу на кладбище Ракитки. Место расположено по дороге на дачу, куда он с супругой ездит регулярно – по Калужскому шоссе это всего 35 км от их дома.
Виктор Сидорович подумал, прикинул, да и пошел в 2013 году в администрацию кладбища спрашивать, можно ли купить там место и для них с супругой. На будущее. Чтоб детям потом меньше хлопот было.
- Там мне сказали: пишите заявление, давайте 150 тысяч рублей, и будет вам место под семейное захоронение, - вспоминает Виктор Порохня. – Я так и сделал.
Взамен ему дали договор о предоставлении услуг по захоронению, включая участок для семейного захоронения (между Порохней и ЗАО «Ритуал-1»), акты предварительного согласования и приема-передачи семейного участка (за подписью директора кладбища) и удостоверение о захоронении. И два места в 200 метрах от могилы тещи.
Документы о захоронении на кладбище "Ракитки".
Фото: Иван МАКЕЕВ
Прошло семь лет. За это время Виктор Сидорович поставил оградку, насыпал гранитной крошки, установил железобетонный цоколь, облицованный гранитом. А в 2020 году задумал поставить памятник: чтоб детям, внукам и правнукам потом голову себе не морочить.
Пришел все в то же здание администрации кладбища, а там ему неожиданно отказали. Еще примерно год Виктор Сидорович выяснил, в чем дело.
В итоге получил ответ: в 2012 году подмосковное кладбище Ракитки было передано, в числе прочих, от Московской области в ведение Москвы. Но администрация кладбища продолжила предоставлять участки для захоронений на основании договоров, ранее заключенных с ЗАО «Ритуал-1», хотя таких полномочий уже не имела. Договоры, заключенные в 2013 году, будут оцифровывать и проверять на подлинность, но когда завершится процесс – неизвестно.
- На самом деле, не важно, с кем и когда заключал договор Виктор Сидорович, ведь места на кладбище по закону предоставляются бесплатно, когда человек обращается за этой услугой, - объяснила корреспонденту kp.ru адвокат Виктора Порохни Ольга Власова. – Именно поэтому мы подали иск о защите неимущественного права быть похороненным с учетом его волеизъявления. На это право не распространяются сроки давности. Оно не нуждается в подтверждении – оно гарантировано государством. Виктор Сидорович свое волеизъявление выразил своим заявлением еще в 2013 году. И ему был предоставлен свободный на тот момент участок. Все сделано четко по букве закона.
За время судебных разбирательств Виктор Сидорович попал в больницу – человек уже немолодой, а нервничать приходится сильно. Но усилием воли он снова встал на ноги.
- Борьба еще не окончена, да и везти меня некуда, я там теперь никто, - невесело шутит он.
20 января суд встал на сторону Виктора Сидоровича, однако вторая сторона уже подала апелляционную жалобу. Осталось ждать решения Московского городского суда.