Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-11°
Boom metrics
Общество11 апреля 2022 4:00

Надо ли России отказаться от Болонской системы высшего образования

Ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что именно из-за этой системы качество образование сильно снижается. А депутат Виталий Милонов вообще предложил вернуть советскую систему
По мнению многих, Болонская система не подходит для российских реалий

По мнению многих, Болонская система не подходит для российских реалий

Фото: Анастасия ОСИПОВА

Сейчас в наших вузах действует система 4+2: четыре года бакалавриата, когда студент получает базовое высшее образование, и два года магистратуры, где изучается уже узкая специализация. И студент не обязательно должен учиться эти дополнительный два года. Но при этом, при желании, магистратуру он может проходить в другом вузе. И даже другой стране.

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, который предполагал создание единого европейского высшего образования. Именно по Болонской декларации преподавание в вузах проходит по системе 4+2. Правда, бакалавриаты в российских вузах начали появляться еще в 90-х годах, но окончательно такая система заработала повсеместно только с 2011 года. Теоретически, введение этой Болонской системы должно было давать российским дипломам признание в европейских странах. То есть в теории студенты после окончания бакалавриата в России могли поступить в европейскую магистратуру.

При этом, по мнению многих, Болонская система не подходит для российских реалий. Как заявил на дня заявил ректор Московского государственного университета им. Ломоносова Виктор Садовничий, эта система способствует снижению уровня знаний, который получают студенты.

- Раньше все было основано на уникальной фундаментальной системе образования, которая соответствовала строю, - приводит слова Садовничего РБК. - К сожалению, в 1990-х мы начали копировать многое, что нам не свойственно, Болонскую систему и многие другие системы, чем существенно понизили качество образования. Сейчас университеты выступают за возвращение этой «фундаментальности».

Такого же мнения придерживается и председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин. По его мнению, присоединение России к Болонскому процессу привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования. Он считает, что России в ближайшее время необходимо вернуться к классическому формату специалитета и аспирантуры.

А депутат Виталий Милонов и вовсе направил письмо министру образования Валерию Фалькову. В нем он указал, что зарубежные университеты часто не принимают российские дипломы, на что рассчитывали, когда присоединялись к Болонскому процессу. И просит рассмотреть «инициативу о возвращении отечественного высшего образования к традиционной пятилетней системе». Так как, по его мнению, ряд сложнейших профессий можно освоить лишь посредством классического пятилетнего обучения — специалитета.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Эта система готовит специалистов на рынок труда

Как рассказал в эфире радио «КП» научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов, задолго до Болонской системы в законе об образовании 1992 года уже были введены понятия бакалавра и магистра. И в 1993 году несколько пединститутов ввели у себя бакалаврскую и магистерскую программы. Среди них Российский государственный педагогический университет им. Герцена, а также РУДН и ряд ведущих инженерных вузов.

- Болонская система связана с экспортом образовательных услуг, - пояснил Виктор Болотов. - Почему РУДН начал делать бакалавров и магистров? Потому что его выпускники приезжали в свои страны, и там не очень понимали, что означает наш советский специалист. Они работали в двухступенчатой системе. Поэтому РУДН и должен был начинать эту деятельность задолго до Болонской конвенции. То есть бакалавры и магистры не для заигрывания с Западом сделаны, а для того, чтобы готовить специалистов на рынок труда. Сохранять ли это, в каком направлении развивать – нужно обсуждать с ректорами. Для мотивированных студентов советская система образования была очень хорошей. Не случайно наши физики, математики везде находят место работы. Но теперь у нас массовая высшая школа. Тогда в вузы поступала треть выпускников школ. А сейчас – больше.

- Мне кажется, что вопрос Болонской системы – это, скорее, вопрос формы, - говорит Нина Яныкина, ректор Университета-2035. - А все то, что происходило на протяжении последних двух десятков лет, это вопрос восстановления или формирования того содержания, которое позволяет дать каждому студенту максимально высокий, соответствующий его запросу и запросу работодателя уровень профессионализма. По ряду направлений сейчас до сих пор действует формат специалитета. И Болонская система в данном случае этого не поменяла. Все зависит от содержания. И если в конечном итоге наш опыт по присоединению к Болонской системе позволит развивать внутристрановую академическую студенческую мобильность, когда студент из Владивостока может на полгода уехать в университет в Екатеринбурге, проучиться, а потом вернуться и зачесть кредит за обучение, не продлевая срок обучения, не отсрочивая свой выход в экономику в качестве специалиста, - почему бы нет.