Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Общество21 марта 2022 4:03

Последняя Золушка всея Руси: Как живет уборщица, ставшая главой села

Вероятно, таких «выскочек» из народа, как Марина Удгодская, больше не будет. Ведь выборы местного самоуправления собрались отменить. Репортаж Владимира Ворсобина
Благодаря шумихе вокруг победы Марины Удгодской нашелся спонсор, который подарил селу Повалихино детскую площадку.

Благодаря шумихе вокруг победы Марины Удгодской нашелся спонсор, который подарил селу Повалихино детскую площадку.

Фото: Владимир ВОРСОБИН

23 ДОЯРКИ, 34 КОЧЕГАРА И «НАША МАРИНКА»

Помните Марину Удгодскую, уборщицу из Повалихина? Небольшой лесной деревеньки в трех часах езды от Костромы.

Ну как же!

Когда-то Марина была знаменитостью. Ее приметил сам Путин, да и мировая пресса охотилась за Маринкой (как кличут Удгодскую в деревне). Журналисты ВВС, СNN бегали за ней по огородам, пока та не спряталась в лесу. Тогда съемочные группы российских федеральных телеканалов просто высыпались на несчастную деревню. В таком несметном количестве, что жители поняли: вот он какой, Апокалипсис.

Ну а когда над деревней завис вертолет Ксении Собчак, повалихинцы в ужасе заперлись в домах. Решив, если Собчак, точно беда. Так и случилось. Ксения заразила Повалихино ковидом. Так решили деревенские.

А кто, если не Собчак? Мол, некому другому-то...

А все это случилось из-за того, что уборщица Удгодская нечаянно выиграла выборы главы администрации. Той самой, где мыла полы за 8 тысяч рублей. Глава-единоросс попросил Марину побыть техническим кандидатом, а народ возьми да проголосуй за свою Маринку.

«Уборщица выиграла выборы!» - всколыхнулась пресса.

- Теперь любая кухарка может управлять государством, - захихикал интернет.

А глава ЦИК Памфилова доложила о Марине президенту: мол, в России так разгулялась демократия, что выборы выиграли 23 доярки, 34 кочегара и вот, пожалуйста, уборщица из Костромы.

Путин на камеру уборщицу одобрил.

- Эти люди знают проблемы своих населенных пунктов, - заметил он.

Государственным умом Марина, быть может, не отличается. Зато своя. Фото: vk.com

Государственным умом Марина, быть может, не отличается. Зато своя. Фото: vk.com

Мы с Удгодской тогда подружились - гуляли за околицей, избегая моих суматошных коллег, мечтали, как при помощи демократии закипит, засверкает жизнь деревенская.

Правда, бывшая уборщица не очень понимала - как.

«А чё, - говорила она, - без понятия, какие мои обязанности... А чё, люди помогут. Книжки почитаю, научусь... Коль выбрали, чё ж теперь... Вот пляж надо у пруда построить. Карьер надо в хорошие руки отдать, чтоб работа была... Детскую площадку...»

В селе вздыхали. Маринка, мол, женщина хорошая, душевная, да только она в школе училась так себе. Образованием, мол, не блещет. Потянет ли?

Но деваться Удгодской было некуда. Со всей страны ей писали письма, мол, держись, уборщица, - ты настоящая, из народа, верим в тебя!»

Прошло полтора года. И я снова в Повалихине...

С плохими для «Золушки всея Руси» я приехал новостями.

Владимир Ворсобин навестил Марину Угодскую, неожиданно ставшую главой села.

Владимир Ворсобин навестил Марину Угодскую, неожиданно ставшую главой села.

Фото: Владимир ВОРСОБИН

УПРЯМЫЕ ЛЮДИ

Маринка теперь Марина Викторовна. Все как полагается начальнику - Путин над креслом. И личный кабинет, в котором Удгодская когда-то мыла полы. Марина такая же непосредственная. И окает так же мило.

- А чё? - говорит. - Нормально у нас все. Фонари вот на улице повесили...

А я уже пробежался по деревне. Навестил старых знакомых, которые от Собчак по сеням прятались. Поговорил «за жизнь». Повалихино сейчас томное, сонное, еще снежное. Пахнущее дровами, беспокойной свежестью весны и тонким запахом веников. Где-то топят баню...

Продавщица Татьяна Васильевна метет дорожку у администрации, получила, говорит, «старую должность Маринки - в магазине-то денег нет».

Захожу в эпицентр сельской тусовки - сельмаг. Знакомые все лица...

- Ба-а-а, - смеются. - Приехал. Позабыли нас Европа и Москва... Только ты помнишь.

Жизнь в Повалихине стала похуже. Продукты дорожают, старики живут в долг. Вместо денег в деревне тетрадочка с фамилиями и циферками. Всю свою пенсию бабушки приносят сюда, в магазин. Бывает, и не хватает...

- Как Маринка? - спрашиваю. - Не разочаровались еще?

Пожимают плечами. В сельсовет народ не ходит - если что, едут в район. Там все решают. К Марине, мол, только за справками.

- Вот от энтих бумаг и начались недоразумения, - шепчут мои деревенские информаторы.

Удгодская, понятное дело, ничего не понимала в делопроизводстве, кроме того, она никогда не ходила на работу ежедневно. А в доме дети, скотина, муж...

Марина Викторовна Угодская в своем рабочем кабинете бывает нечасто.

Марина Викторовна Угодская в своем рабочем кабинете бывает нечасто.

Фото: Владимир ВОРСОБИН

В итоге вся бумажная работа свалилась на бухгалтера. Но у последней зарплата 20 тысяч, а у «всероссийской Золушки» - 40. Для деревни - отличный повод для скандала.

Марина даже из-за угрызений совести попыталась уволиться, но глава района Владимир Бахвалов запретил. Где, мол, я возьму еще 400 тысяч рублей на новые выборы?! Сиди, коль народ доверил!

А народ-то, напомню, наш. Деревенский, костромской. К тому же с Чухломского района, где ютится Повалихино. Там 20% вакцинированных. Как ни билась над упрямцами областная власть, взявшая перед Москвой повышенные обязательства привить 80%, - без толку. Упрямые люди. И если кого невзлюбят - насмерть.

Так случилось и с выборами Удгодской.

- Мы-то Маринку почему выбрали, - шепчут повалихинцы. - Старый глава с деревенскими расплевался. Ну невзлюбили мы его. Поэтому наша избирательная комиссия не поехала с урной в пару деревенек, где бы точно за него проголосовали. Специально. Так с минимальной разницей и выиграла Маринка.

Куда там Америке с ее Трампом! Тут свои, повалихинские, выборные технологии и страсти.

Об этом многие знают, да молчат. И хвалят свою Марину. А куда деваться? Сами в историю влезли.

Но, с другой стороны, деревенские быстро смекнули, что благодаря мировой известности, свалившейся на уборщицу, они нечаянно вытянули козырного туза.

Каким-то чудесным образом («Ага, чудесным!» - уверен, саркастически вздохнет глава района Владимир Бахвалов) и пляж все-таки появился, и песчаному карьеру инвестора нашли. А питерский бизнесмен Юрий Тимофеев так проникся историей о «русской Золушке», что подарил отчаянному Повалихину детскую площадку. Лучшую в районе. С табличкой - мол, Марине Удгодской и ее деревне от такого-то.

И все проверки теперь обходят деревню стороной: побаиваются чиновники Марину после собчаковского вертолета. И потому она бесстрашно может заявить: мол, непривитая я. И чё? А не хочу вот...

И сидим мы с Мариной. Чай пьем. Она о ремонте обелиска погибшим в Великую Отечественную рассказывает. И размышляет - мол, плиткой выложить за 20 - 25 тысяч. Или посыпать песочком бесплатно. Что выбрать? Денег-то нет.

Рассказывает, что сынок 17-летний собирается в армию, а младшая навострилась в город. Не хочет, как мама, оставаться здесь.

А я все думаю: как сказать...

- Эх, - говорю, - Маринк... то есть Марина Викторовна. Тут такое дело.

- А чё? - Удгодская насторожилась.

- Скоро все закончится, - вздыхаю. - Вы, может, последняя глава деревни. Не будет больше выборов...

Журналисты ВВС, СNN бегали за ней по огородам, пока та не спряталась в лесу.

Журналисты ВВС, СNN бегали за ней по огородам, пока та не спряталась в лесу.

Фото: YouTube

ЦИРК САМОУПРАВЛЕНИЯ

Подозреваю, что именно из-за нее, Удгодской, все и случилось. В Госдуме появился законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который уже прошел первое чтение. Если примут, не будет больше никаких выборов в деревнях да в городках. Никаких сельских депутатов. Люди будут выбирать депутатов в район, а те с подачи губернатора - главу района. В деревнях вместо главы заведут «специалиста регионального отдела». То есть посредника для передачи жалоб селян наверх.

Короче, до свидания, самоуправление.

Новая детская площадка в селе Повалихино

Новая детская площадка в селе Повалихино

Фото: Владимир ВОРСОБИН

СПЛОШНАЯ ЭКОНОМИЯ

Удгодская никак не могла взять в толк.

- Выборов не будет, что ль? - рассматривает она меня недоверчиво.

- Не будет, Марин. Вы последняя глава Повалихина.

- Раньше народ избирал, а сейчас назначать будут? - по-женски уточнила она. На всякий случай. А вдруг.

- Да, Марин. Возможно, глава района предложит вам стать «специалистом» (осторожно поглядываю на Бахвалова - предложит? - он дипломатично молчит). Только вместо 40 тысяч будете получать, может, 15.

- В деревне и такие деньги не зарабатывают. Другую работу тут не найдешь, - спокойно рассудила Удгодская. - А чё делать надо будет?

- То же самое, что и сейчас, - говорю. - Писать отчеты, посылать наверх. Только денег у деревни не будет ни копейки. Кстати. Какой у вас сейчас бюджет?

Именно на этом вопросе Марина когда-то опростоволосилась перед Собчак.

И сейчас. Молчит.

- 2 миллиона, - тихо подсказывает глава района.

- А если вычесть зарплату? - я безжалостен.

Молчит. Краснеет.

- Забыла? - холодно поинтересовался Бахвалов.

- Бухгалтер знает, - шепчет.

- У бухгалтера сколько зарплата? - заводится глава района.

- Не знаю. Она на карту получает.

- Ты не видела штатное расписание?

- Бухгалтер мне не показывала.

- Господи! Так ты глава самоуправления! - восклицает Бахвалов. В сердцах вылетаем покурить.

- Суть реформы в чем, - говорит глава района. - На зарплату Марине в год, без вычета налогов, начисляют 540 тысяч, бухгалтеру 360 тысяч, техничке - 240 тысяч. То есть из двух миллионов, ежегодно выделяемых Повалихину, остается около 800 тысяч. Все это без остатка уходит на электричество, расчистку дорог и закупку дров. И выходит, что после принятия нового закона «Об общих принципах», государство сэкономит вдвое. Главу заменит специалист с минимальной зарплатой, бухгалтера упразднят. Кроме того, не нужно будет тратиться на выборы - а это 400 тысяч каждые 5 лет.

То есть (мы долго мучаем калькулятор)... ежегодная экономия государства российского, прекратившего сельское самоуправление, - миллион с каждой деревни. А в сумме - сотня миллиардов.

И это бы выглядело правильным и логичным, если бы...

- Но как люди отнесутся к отмене выборов? - вдруг вспоминаю.

- Нормально отнесутся, - пожала плечами Удгодская. - Были бы деньги. А в этот кабинет хоть кого посади. Хотя, с другой стороны («Золушка всея Руси» покачала головой и с опаской посмотрела на строгого Бахвалова), может, вы там в Москве еще подумаете? Вдруг у простого человека лучше получится, чем у чиновника?

ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОТВОРЦА

Глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников:

В поселениях давно не хватает кадров

- Ключевая мысль законопроекта - муниципалитеты должны наделяться тем объемом полномочий, который они в состоянии эффективно реализовать. Одноуровневая система позволит повысить эффективность местных органов власти, укрепить финансовую основу их деятельности. В итоге мы избавимся от бесконечного перераспределения полномочий между администрациями поселений и администрациями муниципальных районов и городских округов.

Не меньше чем в два раза сократится количество муниципальных образований. Сейчас их - более 20 тысяч. Причем превалирующее число - именно поселенческий уровень. Но не секрет, что в поселениях уже давно не хватает кадров и ресурсов для эффективного решения вопросов на местах. В подавляющем большинстве случаев администрация поселений все равно переадресует людей на уровень выше. А муниципальный район также не горит желанием взваливать на себя дополнительную ответственность. В итоге граждане не знают, куда идти. И местное самоуправление именно как инструмент решения местных вопросов не работает.

В ТЕМУ

«Меня отменят?!»

23-летняя выпускница вуза Анастасия Володарская возглавила деревню Петровское.

23-летняя выпускница вуза Анастасия Володарская возглавила деревню Петровское.

Фото: Владимир ВОРСОБИН

Только потом я понял, о чем намекнула Марина. В ста километрах, к примеру, есть городок Сусанин. Там выбрали мэром... водителя автобуса. Тот оказался человеком настолько суровым, что в Сусанине... не осталось чиновников! Разогнал. Но скоро глава выучился не только казнить. И сусанинцы не то чтоб его обожают. Терпят. Свой. А в Антроповском районе так и вообще возникло что-то вроде вече новгородского. А все оттого, что по селу с названием Просек прошла магистральная труба Газпрома, отчего монополия платит деревенским за аренду земли. Теперь у сельсовета столько денег, что им ни район, ни область не указ. Администрация села блокирует все поползновения властей их раскулачить, потому как инфраструктура, освещение - все теперь за деревенский счет. И получается, что при достойном финансировании самоуправление очень даже работает. И жителям Просека новый закон - как серпом по... пальцам. За каждой мелочью придется обращаться в район.

А тут после истории с уборщицей еще одна деревенька - Петровское - решилась на такой же эксперимент. И выбрала себе главой выпускницу экономического вуза - 23-летнюю Анастасию Володарскую. Та от счастья, что ей доверилась родная деревня, бросилась чинить, таскать и красить. Ее остановили, когда она пыталась сварочным аппаратом приварить какую-то железяку, глядя, как это делается, по Ютубу.

- Да я бы сварила! Деньги бы людям сэкономила, - волновалась тоненькая как тростинка Анастасия. - У нас тут еще мост надо чинить, дорогу, свет... Метаюсь так по деревне (смеется).

- Интересно?

- Очень! Я у моего предшественника, Алексея Викторовича, допытывалась: что вы делаете на работе? А он все рукой махал. «Э-э-э, дочка, тут черт ногу сломит!» И я вижу: сломит (смеется)! Бумаг-то тут, бумаг! Бесконечные отчеты, статданные - сколько в селе столбов, сколько инвалидов, сколько коров... Когда делом заниматься?

Скорбную новость, что мы принесли, Настя приняла в штыки.

- Что-о-о! Меня отменят?! - вспыхнула она. - А кто будет на ЧП выезжать?! Вот сегодня было возгорание щитка, мы тут же прибыли на место, все решили. А в районе кто будет это решать? Откуда они вообще будут знать, что здесь нужно?! Представьте, сколько у нас деревень с разными проблемами. Одинокая бабушка умерла, к примеру, как хоронить? Куда бегут? К главе. А сколько случаев, когда приходится просто лично человеку помогать. Потому что ты ответственная, тебя избрали! Представьте, какой вал звонков обрушится на район, если все вопросы сотни деревень там будет решать один человек?

- Насть, чего волнуешься. Все там (показывает наверх) давно решили. Будешь получать 15 тысяч... - вздохнул глава района, которому, похоже, все это было не по сердцу.

- Я не буду работать, - покачала головой глава Петровского. - За минималку и вот так, целый день пахать?! Нет. Не буду.

- Да чё деревня наша... Государству деньги сейчас нужнее, - с пониманием завздыхали в сельсовете и засобирались.

В дверь постучали. На пороге стояла высокая комиссия - десяток командировочных чиновников с заданием установить: почему Петровское не хочет прививаться?

Городские и деревенские молча смотрели друг на друга. Первые сурово. Вторые устало: мол, господи, что вам еще от нас надо...