Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество14 апреля 2022 16:55

А мы пойдем на Север: зачем московским школьникам Арктическая наука

14 и 15 апреля в столице проходит отбор участников для научной части экспедиции к крайней северной точке Евразии – мысу Челюскина

Фото: Александра БУДАЕВА

- Я мечтаю о том, что поеду туда, увижу все это своими глазами, проверю свои силы, - говорит Лена Навой, она учится в 10 классе и грезит о Крайнем Севере. - Я хочу изучать микроорганизмы, их влияние на экологическую обстановку и могут ли они способствовать сохранению экологии.

- Об Арктической экспедиции я узнала от учительницы, очень хочу попасть туда, даже ездила уже в Карелию с первыми учебно-тренировочными сборами. Я человек очень эмоциональный и нетерпеливый, и чтобы удвоить свои шансы, пришла сюда, на отбор участников для научной части экспедиции, - признается юный блогер Саша Говорова.

Фото: Александра БУДАЕВА

Таких, как она, мало: в основном школьники, которые интересуются наукой, в недельном походе на лыжах по Северу заинтересованы мало:

- Это все же требует специальной физической подготовки, просто так идти на это неразумно, - замечает Настя Иванова. – Хотя я делала исследование на тему выживания человека в сложной ситуации, скажем, если упал самолет и экипаж вынужден использовать подручные вещи для выживания. Но меня все же больше интересует научная работа.

Фото: Александра БУДАЕВА

АРКТИЧЕСКАЯ НАУКА

Три десятка старшеклассников приехали 14 апреля на учебно-тренировочные сборы «Арктическая наука», по результатам которых будут отбирать участников экспедиции к крайней северной точке Евразии и России - мысу Челюскина.

280 лет назад его открыл Семен Иванович Челюскин. В этом году путь первооткрывателей по побережью полуострова Таймыр могут повторить московские школьники.

Экспедиция, запланированная на конец мая, будет состоять из двух групп. Первая вместе с заслуженным полярником и кавалером Ордена Мужества Матвеем Шпаро пройдет тот же путь, что и Семен Челюскин. Вторая в это время на самой северной российской метеостанции - на мысе Челюскина - будет изучать Арктику вместе с представителем Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Алексеем Яковлевым.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

«Так называемые озоновые дыры на полюсах появляются из-за особенностей циркуляции атмосферы в этих местах»… «На снегу, если немного потеплеет, вы сможете заметить много-много насекомых - это многохвостки»… «Кто узнаёт эту птицу? Мощные лапы, бледная окраска, внушительный размер. Да, это чайка-бургомистр. Она, как и чернозобая гагара и разные виды куликов гнездится в Арктике»...

Фото: Александра БУДАЕВА

Еще до экспедиции школьникам предстоит узнать немало интересного о флоре и фауне, а также экологических проблемах того места, куда им предстоит отправиться. А еще продемонстрировать свои знания и разобраться, как их применять на практике:

- Вот три стаканчика, я добавляю в них три порошка, которые нашел на кухне. Как будем определять, где что находится? На вкус, конечно, пробовать не будем, это может быть слишком опасным, - Алексею Яковлеву предстоит работать с этими детьми в экспедиции, поэтому уже сейчас он проверяет, кто из них на что способен.

- Выпарим, запустим какую-нибудь реакцию, опустим туда индикатор , - озвучивают свои варианты подростки.

Фото: Александра БУДАЕВА

- Есть более простой способ: измерить электропроводность, к примеру, - и Яковлев достает прибор, при помощи которого дети начинают постепенно разбираться в том, что за жидкости перед ними находятся. Ведь на вид растворенные сода, соль и лимонная кислота выглядят почти одинаково.

Фото: Александра БУДАЕВА

СТРОГИЙ ОТБОР

Те познания, что школьники получили 14 апреля, еще раз проверить на практике они смогут 15-го числа - во время выезда в тренировочный лагерь в город Руза. Там пока еще можно найти и снег, и замерзшую почву, и насекомых в анабиозе - все то, с чем придется иметь дело в Арктике.

- Мы постараемся проанализировать уже не в тренировочном, а в режиме реального времени пробы снега. Также проверим уровень физической подготовки, способность работать в команде в нетипичных для ученых условиях. Наша задача – увидеть, могут ли дети работать в стрессовой для себя ситуации, и как они это делают, - объяснил Алексей Яковлев.

Впереди ребят еще множество испытаний, ведь в экспедицию должна отправиться разношерстная (будущие экологи, биологи, химики, физики), но стрессоустойчивая и слаженная команда.