Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+28°
Boom metrics
Общество19 апреля 2022 10:50

«Стикер» - это кино про настоящую любовь. Про чувства, которые сильнее разума»

Сценарист, режиссер и продюсер Дмитрий Баран — о том, почему нельзя пропустить премьеру его нового фильма, который называют «новой «Красоткой»
Дмитрий Баран, автор и режиссер фильма «Стикер». Фото предоставлено пресс-службой кинокомпании Гранд-Фильм.

Дмитрий Баран, автор и режиссер фильма «Стикер». Фото предоставлено пресс-службой кинокомпании Гранд-Фильм.

21 апреля в широкий кинопрокат выходит высокобюджетный фильм «Стикер» - красивая, весьма романтическая и крайне остросюжетная история о любви и не только. Он и она встречаются ночью в результате цепочки совпадений и расстаются, как им кажется, навсегда. Но спустя две недели она оказывается на пороге его офиса, да еще под другим именем. Вспыхивает влечение, которое однако обрастает рациональными сомнениями...

Родной брат Джулии Робертс, известный голливудский актер и оскаровский номинант Эрик Робертс уже назвал фильм «современной «Красоткой» с хорошей детективной интригой». В фильме задействован блестящий актерский состав: Иван Стебунов, Александр Самойленко, Евгения Нохрина, Александр Дьяченко. А специально написанная песня Полины Гагариной «Оставить след», вошедшая в саундтрек, уже попала в топы музыкальных чартов.

О новых реалиях отечественного кинопроката, зрительских ожиданиях и истории «Стикера» «КП» рассказал его создатель - сценарист, режиссер и продюсер Дмитрий Баран.

- Дмитрий, пресс-релиз гласит, что фильм снимали целых пять лет. Но ведь даже голливудские блокбастеры по комиксам, которые почти целиком состоят из сложной компьютерной графики, делают быстрее. Почему так долго?

- Есть две совершенно разные причины, которые объясняют длительность съемок. Во-первых, нашей целью было добиться очень высокого качества и для этого мы переснимали некоторые сцены, которые можно было улучшить. Это потребовало дополнительно примерно один год. Но главную задержку, к сожалению, дала пандемия коронавируса. Мы представили фильм на кинорынке еще осенью 2019-го, однако выйти в прокат не успели. Зато использовали это время для дубляжа на английский язык и показали фильм в фокус-группах в Америке, Австралии, Великобритании и даже ЮАР и Индии. Получили очень полезную статистику отзывов иностранного зрителя. Это тоже позволило нам улучшить фильм.

- Это ведь ваша первая полнометражная работа? Ранее вы были известны только как сценарист. Первый фильм — и сразу с таким размахом. Что убедило продюсеров поверить вам, доверить деньги? Ведь кино — это дорого.

- Да, для съемок своих короткометражек я всегда привлекал профессиональных режиссеров. Но Стикер был вынужден снимать сам. Я честно обошел всех ведущих режиссеров, но почти все они оказались заняты. При этом многие говорили: вы так хорошо все видите в деталях -- вот сами и снимайте. Пришлось самому возглавить режиссерскую группу. Именно группу, а не стать единоличным режиссером. В нашей команде кроме меня было еще два человека с большим опытом кино и режиссерской работы.

Главный драйвер кинопроекта - это сценарий. Если у фильма есть идея, которая понятна широкой аудитории, то такой проект невозможно бросить. Да, кино это дорого. Поэтому пришлось еще и продюсером стать.

Кадр из фильма.

Кадр из фильма.

«Мне не нравятся герои, которые лишены недостатков»

- Как вы подбирали исполнителей главных ролей, что искали в них? И почему вы вместе с продюсерами остановили свой выбор на Иване Стебунове и Евгении Нохриной?

- Мы брали в фильм только тех, кто подходит на роль. Известность актера не имела никакого значения. В моем представлении единицы актеров в мире могут менять свой типаж. Если актер не походит по типажу, то компенсировать это игрой не получается. Отношение к герою возникает еще до того, как актер открыл рот в кадре. И мы вынуждены это учитывать при подборе актеров.

- Героям все время приходится делать мучительный выбор между материальным благополучием и большим чувством. Не хотите ли вы сказать, что в нашем меркантильном мире деньги победили любовь?

- Мне не хотелось бы раскрывать интригу фильма. Если читатель хочет узнать мое мнение, то пусть приходит в кинотеатр! Собственно, мы и создавали этот фильм, чтобы ответить на ваш вопрос. Поэтому категорически отказываюсь на него отвечать!

- Стебунов играет, с одной стороны, романтического героя. В то же время его персонаж пользуется услугами элитных девиц легкого поведения. Попахивает сатирой! Теперь иначе и не бывает, хотите сказать?

- Мне не нравятся герои, которые лишены недостатков. Такие герои плоские, ненастоящие. И, судя по отзывам в интернете, от таких героев устал и зритель, потому что идеальный герой полностью убивает интригу. Как только зритель видит такого героя, то он тут же подсознательно понимает, что фильм закончится хэппи-эндом. И зачем его тогда смотреть? Нам же удалось создать фильм, в котором интрига держит зрителя в напряжении до самого конца. Об этом говорит и Полина Гагарина в своем отзыве, об этом говорит и голливудский актер Эрик Робертс — нам удалось показать ему «Стикер». Качественная интрига — это несомненное достоинство фильма.

- Одна из побочных тем фильма — коррупция. В строительном бизнесе, в чиновничестве, в правоохранительных органах. Тянет на остросоциальное высказывание о наболевшем. Это так?

- В первую очередь я хотел поставить героя перед реальными жизненными проблемами и, мне кажется, это получилось. Когда интеллигентный человек приходит в бизнес, то он сталкивается примерно с такими же трудностями, с которыми столкнулся герой картины. Это дает фильму реалистичность, а герою - сопереживание зрителя. По той же причине злодеи должны быть наделены положительными качествами. То есть все должно быть подчинено законам кино. Если же удалось поднять какие-то «наболевшие темы», то это, наверное, хорошо. Но все-таки фильм художественный, а не документальный. И он не может брать на себя цели документального кино.

Кадр из фильма.

Кадр из фильма.

«В жизни влюбленные люди тоже сходят с ума»

- Пара ваших героев в порыве чувств совершают или намереваются совершить очень даже глупые и опасные поступки. Это метафора того, что любовь лишает нас разума?

- Мой опыт говорит, что зритель не любит метафоры, потому что он их не понимает. Для зрителя должно быть все максимально просто и понятно. В реальной жизни влюбленные люди тоже сходят с ума и совершают очень глупые поступки. Если герой превратился в капризного ребенка, то, значит, он наконец влюбился по-настоящему! Современная молодежь может сказать: «Девушка отказала, какие проблемы? Зарегистрируйся в приложении знакомств и к вечеру у тебя будет девушка!». Я слышал такие мнения. И мне очень жаль, что какая-то часть общества живет в таком стиле. Но это точно не про любовь. А фильм именно про настоящую любовь, про такие чувства, которые гораздо сильнее твоего разума. Поэтому и детское поведение героя вполне оправдано.

- Вы снимали на реальной строительной площадке. Довольно опасное место — с учетом того, что съемочная площадка — это средоточие огромного количества людей. Обошлось без ЧП?

- К счастью, да. Во время съемок фильма никто из съемочной группы не пострадал. Хотя некоторые трюки ставились с участием каскадеров. Понимаю, что читатель любит яркие истории с площадки, но на самом деле хорошее кино - это результат, скорее, рутинной, однообразной и скучной работы.

Кадр из фильма.

Кадр из фильма.

- Кого вы видите в числе аудитории фильма прежде всего? Тех, кто не утратил веру в любовь, может быть?

- Конечно, аудитория преимущественно женская, потому что кино - это вообще преимущественно женская тема. Изначально мы думали, что зритель 25 лет и старше будет лучше воспринимать фильм, чем, например, студенты. Но это оказалось не так. Все возрастные категории воспринимают фильм примерно одинаково. Более того, статистика англоязычных отзывов показывает, что у фильма нет культурных ограничений. Американцы, австралийцы и жители ЮАР - все пишут примерно одинаковые отзывы. То есть фильм понятен и нравится очень широкой аудитории. Единственное ограничение — жанровое: он рассчитан на любителей мелодрам и детективов.

- То, что релиз картины состоится в отсутствии продукции ключевых американских мейджоров, для вас плюс или минус?

- Наверное, это хорошо для зрителя, он может увидеть наш фильм тогда, когда на экранах мало новинок. А для фильма это плохо. Вся наша стратегия строилась на том, чтобы отвоевать часть киноходящей аудитории у иностранных фильмов. Однако сейчас нам приходится бороться совсем с другой проблемой – как вернуть прежнюю аудиторию в кинотеатры. А эта задача на порядок более сложна.

- Все мы прекрасно знаем, что такое любовь — просто наше ее понимание может трансформироваться с годами и опытом. Ваше понимание любви претерпело изменения, пока вы работали над «Стикером»?

- Мое личное понимание любви, наверное, не поменялось. Но зато я осознал, насколько сильно эти представления отличаются у разных социальных групп. Например, для меня было открытием, что более половины женщин не согласны с тезисом, что «мужчина любит глазами». Все знают этот тезис и в беседе признают, что это так. Но когда женщины смотрят кино, то они почему-то считают, что любовь возникает только из «душевного тепла и дружбы», а внешний вид женщины не играет никакой роли.

- Вот оно как… Так любовь победит?

- «Все совсем не так как кажется»! - это цитата из трейлера «Стикера». Приходите в кино и сами все узнаете!

«Стикер». Смотрите в кинотеатрах страны с 21 апреля.