Роскачество рассказало, как вычислить фейковые отзывы на товары в интернете
Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО
Наверняка, прежде чем купить товар в интернете, вы читаете отзывы о нем, ведь именно из них становится понятно, качественную ли вещь вы собираетесь купить. Но часто крупные интернет-магазины заполнены откликами не людей, а ботов.
Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества объясняют, как отличить настоящий отзыв от поддельного.
Отзывы потребителей – важная практика в маркетинговой стратегии продающих интернет-компаний. Однако слова восторга или праведного гнева могут оказаться ненастоящими. Положительные отзывы – вообще редкое явление в интернете: абсолютное большинство (более 80%) отзывов в Сети – негативные. Однако маркетплейсы – исключение из правил: по оценкам аналитиков, примерно 70% отзывов на них – положительные.
100-процентного способа отличить поддельный отзыв не существует, но снизить риски можно. Реальные отзывы чаще всего различаются и по размеру, и по стилистике, да и вообще, вычислить их можно даже интуитивно. Если вам кажется, что все отзывы липовые или просто не содержательные - смотрите исключительно на фото. А вот некоторые моменты в отзывах, которые должны насторожить:
1. Отзыв содержит большое количество высокопарных слов: «восхитительный», «самая лучшая компания», «очень круто все сделано». Много призывов: «попробуйте», «убедитесь сами» и прочее.
2. Текст лишен деталей, построен из общих фраз. Все-таки простой покупатель расскажет, что именно ему понравилось.
3. И наоборот - отзыв напичкан слишком большим количеством подробных фактов о товаре,в том числе технических, будто из инструкции.
4. Похож еще на парочку предыдущих и на все последующие. Все отзывы как под копирку – вот уж кто-то один постарался! Да еще и появился в один день с другими подобными отзывами.
5. Выглядит слишком правильным. Например, сначала покупатель пишет о недостатке, но потом сам же оправдывает его («ведь менеджеры компании так старались мне помочь»).
Реальный человек делится уникальным опытом и впечатлением о товаре или услуге. Живой, естественный текст несложно распознать. Там читаются эмоции, личное отношение и собственные выводы конкретного человека. И да – могут быть ошибки, причудливые обороты и сравнения. Кроме того, настоящие покупатели часто любят загрузить фото товара, чтобы показать, как выгодно он вписался в интерьер, сел по фигуре, выглядит на ребенке и тому подобное.
Сами чистят ботов?
Крупные маркетплейсы прописывают свою политику в области регулирования отзывов и другого пользовательского контента и запрещают продавцам положительно оценивать свой товар и отрицательно оценивать аналогичный товар, реализуемый другими продавцами.
Считается, что маркетплейсы с помощью специальных программ сами отслеживают поддельные отзывы и удаляют их. Иногда в такие «зачистки» попадают и реальные отзывы от настоящих покупателей, но это небольшая погрешность.
- Основной инструмент защиты маркетплейсов – это установка ограничений на написание комментариев, - говорит руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Бодров. - Для того, чтобы оставить отзыв на крупном маркетплейсе, следящем за своей репутацией, необходимо выкупить заказанный товар. Отзыв можно оставить даже спустя несколько месяцев после покупки, убедившись в качестве товара.