Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество21 апреля 2022 4:03

Электрокорабли в «Москва-Сити» и Нагатинском затоне: когда в столице запустят регулярные речные трамваи

Пять вопросов о новых речных трамвайчиках, которые в этом году станут частью столичного транспорта
Первые регулярные речные маршруты будут курсировать за ТТК. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Первые регулярные речные маршруты будут курсировать за ТТК. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

С 24 апреля в Москве начинается летняя речная навигация. Самые популярные маршруты у туристов по центру столицы: от «Зарядья» в сторону «Москва-Сити» мимо парка Горького и Воробьевых гор.

В этом году к столичной флотилии туристическо-развлекательных судов примкнут девять электрических пассажирских кораблей. Через два года их будет уже 21. Полноценный транспорт не для экскурсий, а для поездок. Курсировать будет круглый год по четкому расписанию: когда на воду спустят все корабли, подходить к причалу они станут каждые 20 минут.

Речные трамвайчики будут отображаться на «Яндекс Картах» и в приложении «Московский транспорт» — если вы захотите построить виртуальный маршрут. Причалы оборудуют табло, которые покажут прогноз прибытия, как сейчас сделано на автобусных остановках. Такого в России еще никто не делал.

Начнут с двух маршрутов по Москве-реке: «Фили — Киевский вокзал» и «Печатники — Автозаводский мост». Зам руководителя Департамента транспорта Москвы Алексей Митяев рассказал kp.ru о новинке.

1. Что за корабли?

Правильно их называть «электрическое речное судно», но можно говорить «речной трамвай». У каждого свое имя. Первый назвали «Синичка» — не в честь пташки, а по одному из притоков реки Яуза. За название проголосовали на «Активном гражданине». Кораблик сейчас тестируют.

Электрические суда вмещают 50 пассажиров — проезд только сидя. Будет Wi-Fi, два туалета, место для перевозки велосипедов, колясок и доступ для маломобильных пассажиров.

Сейчас первый корабль под названием «Синичка» тестируют. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Сейчас первый корабль под названием «Синичка» тестируют. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

— Москва — северный город, большая часть речного сезона закрыта для обычных судов. Наши суда имеют ледовый класс, который позволяет ходить по мелкобитому льду толщиной до 20 см. Температура воздуха может варьироваться от -25 до +40 градусов Цельсия, а воды за бортом – от -2 до +25. Таким образом, в Москве заработает первый в мире электрический водный транспорт, который обслуживает пассажиров круглый год, — говорит Алексей Митяев.

Поскольку судно электрическое (никаких выхлопов и вреда экологии!), ему нужно дозаряжать аккумуляторы. Для московских кораблей спроектировали понтонные причалы, в которые интегрирована зарядка. Пока кораблик высаживает и принимает пассажиров, батарейка наполняется энергией.

Так он будет выглядеть без защитного чехла, которым пока укрыто судно. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Так он будет выглядеть без защитного чехла, которым пока укрыто судно. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Все корабли и причалы производит подрядчик — «ВодоходЪ. Пассажирский Порт». Это юридическая «дочка» крупной судоходной компании, которая занимается круизами по России. Она же будут обслуживать пассажиров в Москве. Контракт с ними на 15 лет.

В Москву транспорт доставят с судостроительных верфей в Санкт-Петербурге. Более 70% комплектующих — российские.

2. Как выбирали маршруты?

Дептранс и ученые Высшей школы экономики анализировали, в каких районах Москвы речной транспорт мог бы сократить время в пути. Выбрали территории, которые активно строятся.

Через «Москва-Сити» проходит более 100 тысяч человек в сутки. К 2030-му количество людей в деловом центре и вокруг него вырастет примерно в два раза.

— Здесь достаточно прямой участок реки, на котором сосредоточено большое количество новостроек, бизнес-центров. У каждого крупного ЖК будет свой причал. Примерно за 20 минут пассажиры смогут добраться от дома до Сити без пересадок на другой транспорт и с хорошим видом по пути. Весь маршрут «Фили — Киевский вокзал» займет около 50 минут, — поделился зам руководителя Дептранса в разговоре с kp.ru.

Второй маршрут идет по Нагатинскому затону. Раньше суда здесь активно ходили с Южного речного вокзала — здание сейчас на реконструкции, которая близится к завершению. В этой зоне строится около 1,5 млн новых «квадратов» недвижимости, снизу к парку «Остров Мечты» придет новая Бирюлевская линия метро (строить ее закончат к 2027 году).

Маршрут по Москве-реке

Маршрут по Москве-реке

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Речной маршрут в некоторых случаях сэкономит пассажирам по 30-40 минут. От существующего причала «Кленовый бульвар» можно будет пешком дойти до Коломенского. Правда, в усадьбу «Коломенское» судно не попадет из-за шлюзов. Так же, как и на севере Москвы нельзя попасть из Строгина без шлюзования на Северный речной вокзал.

3. Разве посадка, высадка и путь на корабле не дольше, чем на метро или автобусе по выделенке?

— Для некоторых поездка по реке удобнее: не надо добираться до метро, входить-выходить — это просто быстрее. Основными пассажирами станут жители прибрежных районов. К примеру, путь от парка «Фили» до причала «Верхние Мневники» на автобусе 65 минут, а по воде — всего 13,5 минут. В пять раз быстрее! Или от Печатников до Коломенской набережной с одного берега на другой можно будет добраться за три минуты — поездка на автобусе займет больше часа, на автомобиле не меньше 35 минут, — отвечает Алексей Митяев.

На борт смогут подняться 50 пассажиров. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

На борт смогут подняться 50 пассажиров. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

4. Как выглядят новые причалы-остановки?

На маршруте в «Москва-Сити» 13 остановок, в Печатниках десять. Сейчас работают над тем, чтобы швартовка занимала как можно меньше времени. В идеале не более одной минуты. Готовят понтонные причалы. На них могут швартоваться несколько судов одновременно и «парковка» проходит быстрее.

Подробность для знатоков: электрические речные трамваи будут швартоваться носом, а не бортом, как другие корабли. Это идеальный способ причалить быстро.

Визуализация будущего причала. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Визуализация будущего причала. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Установят 23 плавучих причала в виде шайб – 10 или 16 квадратных метров. Причалы для электросудов строят в Санкт-Петербурге и Перми. Финальная сборка в Москве. Специалисты проверяют их на грузоподъемность, устойчивость к нагрузкам от речного течения, волн и ветра.

Плавучие причалы оборудуют зонами отдыха с Wi-Fi и розетками, кафе с панорамными видами, медиаэкранами, местами для велосипедов и самокатов. Для удобства маломобильных – широкие проходы, опорные поручни, пандусы, тактильные знаки.

А так они выглядят со стороны. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

А так они выглядят со стороны. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

5. Не сбегут ли туристы от частных судоходных компаний на трамвайчики московского транспорта, ведь они явно будут дешевле?

— Тарифы мы сейчас определяем, скоро расскажем про них. Что касается частников — это прогулочные маршруты. Мы работаем и в этом направлении: помимо запуска регулярных речных перевозок планируем улучшение системы прогулочных маршрутов, они будут ходить по утвержденному расписанию, на всех причалах появится единая навигация. Создаем удобный сайт для пассажиров, — поделился Алексей Митяев.

КСТАТИ

Как стать капитаном электросудна

Экипаж новых корабликов состоит из двух человек: капитана и капитана-механика. Также будут работать сменные механики и рулевой моторист. Они отвечают за исправность двигателя и вспомогательных механизмов. Мы спросили капитана первой «Синички» Андрея Зюзькевич, как он попал на эту работу:

— С ранних лет был увлечен морем и кораблями. Мы часто играли с ребятами во дворе в мореплавателей, я всегда был капитаном. Работаю в речных и морских перевозках около 27 лет. В Москве с 2010 года трудился в «Столичной Судоходной компании», занимающейся речными прогулками. До этого работал в Санкт-Петербурге на грузовых судах.

Андрей рассказывает, когда узнал о запуске новинки, сразу захотел опробовать ее в деле. Подал резюме, прошел отбор и стал первым капитаном.

— Сейчас мы тестируем «Синичку». Успешно отработаны основные маневры: швартовка, развороты, настроено управление. Этой весной зима долго не хотела уходить. Поэтому удалось проверить ход судна при самых разных температурах. Все работает хорошо, нареканий нет. Водный трамвай отличается удобством управления. Это уникальное судно в своем классе, бесшумное и маневренное. Лодки выглядят «космически»! — делится впечатлениями капитан.

Пункт управления. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Пункт управления. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

К слову, если хотите стать капитаном электрокораблика, набор еще открыт. Обязательно нужны действующие речные документы и диплом капитана для работы на судах с мощностью двигателей до 330 кВт. Принимают кандидатов с опытом в пассажирских перевозках. После нужно пройти двухнедельную стажировку, так как в управлении электрического судна есть свои нюансы.

Капитан первого корабля Андрей Зюзькевич. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Капитан первого корабля Андрей Зюзькевич. Фото: пресс-служба Департамента транспорта Москвы

А В ЭТО ВРЕМЯ

В столице уже есть регулярный речной маршрут «Северный речной вокзал — Захарково». Его запустили в августе прошлого года по просьбе горожан. Жители районов Левобережный и Южное Тушино снова могут переправляться на другой берег за 10 минут. Проезд можно оплатить банковской картой или «Тройкой» (46 рублей).