Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество26 апреля 2022 22:00

Убойная сила

Человек по-прежнему самое уязвимое и самое опасное звено в системе дорожного движения

Скорость

Чем выше, тем дороже обходится любая ошибка водителя. Даже на сухой дороге лишние 10 км/ч увеличивают тормозной путь на 4 - 5 метров. Весной аварии из-за нарушения скоростного режима случаются чаще. Ввиду дорожной перспективы, открывающей взору подсохший асфальт, хочется поддать газу. Но за зиму мы отвыкли от скоростей, активных маневров, медленнее реагируем и принимаем решения. Это надо учитывать. Госавтоинспекция напоминает: п. 10.1 ПДД предписывает выбирать скоростной режим и стиль вождения с учетом реальных условий: видимости, состояния дорожного полотна, метеоусловий и пр. То есть не просто в пределах разрешенных значений, а так, чтобы водитель мог контролировать ситуацию.

Алкоголь

Вождение в состоянии опьянения относится к серьезным рискам аварийности. Вместе с тем на российских дорогах количество ДТП с участием водителей с признаками опьянения снижается несколько лет подряд. В 2021 году число таких ДТП в сравнении с предыдущим годом сократилось на 17,8%, погибших в них - на 14,4%, раненых - на 18,3%. Сказалось и усиление наказания для нетрезвых водителей, и совершенствование методов освидетельствования, а также сплошные проверки, регулярно проводимые автоинспекторами в регионах. Но главное - работа Госавтоинспекции по изменению поведенческих установок самого водителя и формированию негативного отношения общества к пьяным за рулем. Результат этой работы - не только снижение показателей, но и растущее число граждан, которые помогают ГИБДД выявлять нарушителей. Это уже устойчивый социальный тренд.

Телефон

Несложно посчитать, что потеря контроля над дорожной ситуацией на 4 секунды (среднее время на то, чтобы взять телефон, посмотреть на экран и активировать вызов) означает, что при скорости 60 км/ч автомобиль вслепую проезжает 66 метров. Пункт 2.7 устанавливает обязательное наличие устройства, позволяющего вести переговоры без использования рук: гарнитуры или встроенной громкой связи. Со своей стороны, Госавтоинспекция рекомендует водителям во время движения сконцентрироваться на дорожной обстановке, а разговор по телефону отложить до конца поездки.

Ремни безопасности

Пренебрежение средствами пассивной безопасности не провоцирует ДТП. Но усугубляет последствия. Впрочем, благодаря пропаганде доля пристегивающихся водителей за 10 лет выросла с 30 до 85%. Пристегиваются 8 из 10 пассажиров на передних сиденьях. А вот на задних - не более 20%. Аргумент - неудобно. Ну вряд ли так же неудобно, как пробить лобовое стекло. При фронтальном столкновении риск гибели для пристегнутых пассажиров сзади снижается в 2 - 2,5 раза. А непристегнутые в 5 раз увеличивают вероятность гибели тех, кто спереди. О беспечных ездоках заботятся не только автоинспекторы, но и дорожные камеры.

За любое нарушение законом предусмотрена исчислимая мера ответственности. В рублях, сроках лишения водительских прав или даже свободы… Но даже самая суровая мера никогда не равна человеческой жизни.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».