Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+31°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
6 мая 2022 4:05

Близкий друг: 76-летний Евгений Петросян может снова стать отцом

Георгий Териков рассказал, что происходит в семье юмориста
Евгений Ваганович счастлив с молодой женой Татьяной Брухуновой. Их сыну Вагану недавно исполнилось два года. Фото: Личный архив

Евгений Ваганович счастлив с молодой женой Татьяной Брухуновой. Их сыну Вагану недавно исполнилось два года. Фото: Личный архив

На днях поклонники Евгения Петросяна обратили внимание на изменения в фигуре молодой супруги юмориста: Татьяна Брухунова заметно поправилась. Сама Татьяна слухи о будущем материнстве опровергает и говорит, что собирается меньше есть на ночь. Однако близкий друг 76-летнего артиста сатирик Георгий Териков уверен: Евгений Ваганович еще достаточно крепок и вполне может снова стать отцом. Писатель рассказал «Комсомолке», что происходит в семейной жизни юмориста.

«Вагановожатый»

- Георгий Карпович, вы десятки лет писали монологи и эпиграммы эстрадным артистам. Как вам работается с Евгением Петросяном?

- С Петросяном работать трудно, но приятно. В работе он человек дотошный, и часто взгляды на один и тот же сюжет, на одну и ту же репризу у нас расходятся. Приходится спорить, доказывать, идти на компромиссы. В конце концов Петросян чаще всего добивается того, чего хочет. Но чего это стоит автору! По этому поводу есть у меня эпиграмма: «Достанет так, чтоб нужного добиться, \ Что хочется порою удавиться. \ И что я лысым стал довольно рано, \ Заслуга, несомненно, Петросяна!»

- Петросян на эпиграммы не обижается?

- Нет, он знает толк в шутках и умеет посмеяться даже над собой. Это признак умного человека. Мы дружим с ним 50 с лишним лет. Женя был самым молодым конферансье на эстраде. Начал работать, когда ему было всего 18 лет. Отличный импровизатор и мастер разговорного жанра. Когда он создал свой театр, мы активно стали сотрудничать - я писал тексты в прозе и стихах. Писал для него и мой друг и партнер Олег Левицкий. Наши куплеты с Левицким он стал исполнять уже с приходом в театр Елены Степаненко, она профессионально пела. Спустя время они поженились. И мы стали писать не только монологи, но и диалоги.

Сатирик Георгий Териков много лет сотрудничает с Петросяном.

Сатирик Георгий Териков много лет сотрудничает с Петросяном.

Фото: YouTube

Был такой монолог в ее репертуаре, «Маньяк» назывался. После него я на Степаненко написал такую эпиграмму: «Играет в ней недюжинная сила, Нельзя с ней дело доводить до драки. \ Единственная женщина в России, \ Которую боятся все маньяки!» Кстати, Петросян и Степаненко были на моей свадьбе 19 декабря 1999 года, когда я женился на артистке Ирине Гвоздевой. С тех пор мы с Ириной живем и радуемся.

- А вот Петросян со Степаненко развелись. Как к этому относитесь?

- Это их личное дело. Влюбился и женился. Имеет право. По этому поводу у меня такая эпиграмма: «Раз под вечер Петросяна посетила Несмеяна. Он погладил ей коленки и ушел от Степаненко».

«Сын похож на Женю»

Когда Георгий Териков увидел Петросяна с колясочкой, в которой был Ваган, он прозвал Ваганыча ВагАновожатым. Фото: Личный архив

Когда Георгий Териков увидел Петросяна с колясочкой, в которой был Ваган, он прозвал Ваганыча ВагАновожатым. Фото: Личный архив

- Сейчас много говорят про Петросяна и его молодую жену Татьяну Брухунову, которая моложе его на 35 лет и родила от него сына, названного в честь отца сатирика Ваганом…

- Ну и что такого? Женя - мужик крепкий. Если захочет, у них еще дети будут. Готов.

Ваганчика я видел, хороший мальчик. На Женю похож, только курносый. Когда я увидел Петросяна с колясочкой, в которой был Ваган, прозвал Ваганыча ВагАновожатым.

Что касается Степаненко, то сейчас, после развода с Петросяном, мне ее репертуар не нравится - и пошловатый бывает, и не смешной.

Если бы не Женя, она никогда бы не стала популярной актрисой. Он ведь взял ее в свой театр молодой, когда слава Петросяна гремела по всему Союзу во всех республиках.

Когда мы с Женей познакомились, он был конферансье в джазе у самого Леонида Утесова, с которым, кстати, я тоже был знаком.

Помню, как-то в 70-х зашел к Утесову, он вспоминал о послевоенных годах, когда Сталин, забыв о поддержке, которую оказали нам союзники, ополчился на Запад, и даже слово джаз стало рассматриваться как одно из проявлений ненавистной ему западной культуры.

- Потрепали нервы, - говорил Утесов. - И это коснулось не только музыки. В ресторанах даже меняли названия блюд, так что я думал, что торт «Наполеон» переименуют в пирожное «Кутузов».

А БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

Зыкину не осилил

- Мне 91 год, и за 60 лет со многими артистами довелось поработать, практически со всеми знаменитостями советских лет, - продолжает Териков. - Помню, в качестве конферансье поехал с Людмилой Зыкиной в 1972 году в Армению. На всех концертах Зыкиной приходили записочки с одним и тем же вопросом: «Правда, что вы жена Косыгина?» В конце концов Людмила брала в руки записки и, не читая, говорила: «Нет, неправда».

Однажды прогуливаясь по Еревану, я поспорил с местными друзьями, что пронесу Зыкину на руках целый квартал. Увы, хоть я и не слабый, но шагов через десять сдался…

- А какие отношения у вас были со Жванецким?

- Мы были знакомы лет пятьдесят, вместе сочинили для мюзик-холла спектакль «Красная стрела прибывает в Москву». Писатель он был очень талантливый, и всегда мечтал о славе. И у него получилось. Я на эту тему пошутил:

Мечтал о славе, и мечтанья эти

Все наконец исполнились уже.

И даже на вокзальном туалете

Его инициалы «М» и «Ж».

Кстати, в спектакле «Красная стрела прибывает в Москву» впервые дебютировала на эстраде актриса Любовь Полищук. Я написал ей известный «Монолог счастливой женщины», с которым Люба победила на Всероссийском конкурсе артистов эстрады.

Мои монологи, пародии исполняли известные эстрадники еще с 60-х годов и дальше. И почти на всех артистов я написал эпиграммы. Как шутил Лион Измайлов: «Териков описал почти всех».

«Териков вдохновляет своим примером»

- Знаю Терикова Георгия Карповича очень давно - в начале 90-х годов увидел его блистательное выступление в сборном концерте в театре Эстрады. Позже на ТВ нас познакомили, и я с удовольствием стал приглашать его на съемки юмористических передач, - рассказал «КП» Андрей Пастушный, режиссер-постановщик телеканала «Россия-1». - Он - единственный из наших писателей-сатириков, который владеет всеми жанрами нашего веселого цеха с одинаковым успехом. Мой друг Михаил Задорнов уважал его и внимательно следил за его творчеством.

Я его поклонник и считаю гениальным юмористом. Жаль - не хватает времени чаще видеться и больше общаться. И еще - он своим долголетием, здоровьем и творчеством дает и нам всем большую надежду и желание не опускать руки перед возрастом. Он вдохновляет своим примером. С ним, я верю, что настоящий юмор помогает человеку во всем. И самое главное: искренняя улыбка всегда несет Доброту.

Магомаев и Петросян выступали вместе

- Кстати, Женя Петросян и еще один знаменитый бакинец Муслим Магомаев когда-то вместе выступали в самодеятельности, - продолжает Териков. - А я первый раз увидел молоденького Магомаева еще в Баку во время армейской службы. В конце 50-х зашел к знакомым ребятам военного ансамбля песни и пляски войск ПВО. Слышу, кто-то поет. «Это наш Карузо, - пояснили мне. - Поет постоянно, даже в туалете». Назвали фамилию - Магомаев. Потом в 67-м году один начальник подмосковного Дома офицеров сказал мне, мол, привезешь Магомаева, слава которого гремела, дам тебе московскую квартиру и прописку. Думаю, он не верил, что смогу. Я связался с другом, конферансье Бруновым, он нашел мне телефон Муслима, который тогда жил в Москве у дяди на Комсомольском проспекте. Согласился приехать на одно отделение за 200 рублей себе и 50 - аккомпаниатору. Концерт состоялся, я его вел. Буквально на следующий день я получил комнату и прописку. Потом организовал еще несколько концертов Магомаеву с еще большим гонораром. Дело в том, что Муслим быстро уставал, и ему нужны были перерывы, которые я заполнял, исполняя эстрадные номера. Однажды в 70-х придумали вместе с Бруновым такой прием: каждый, кого приглашали на сцену, должен был выступать не в своем жанре. Если человек талантлив, то во всем, верно говорят. Броневой здорово играл на рояле, Зыкина пела цыганские песни, Гурченко и Сичкин (Буба Касторский) танцевали танго, а Муслим исполнил пародии, у нас говорят «в ноль» - Отс, Бейбутов, Полад и на закуску азербайджанец побывавший в Италии…

- Создавая монологи, что-то берете из реальной жизни?

- Случается. Например, встречался я с певцом Робертино Лоретти (ребенком прославился с его «Джамайкой). В один из его приездов (уже во взрослом возрасте) в нашу страну диктор Светлана Моргунова научила Лоретти говорить по-русски только: «чуть-чуть». Как-то в компании я повел себя некорректно и в сердцах сказал ему: «Робик, ты придурок?». Он, ничего не подозревая, улыбнувшись, ответил: «Чуть-чуть».

Спустя лет десять мы снова встретились с Лоретти.

- Буонасеро, Робертино, - приветствовал его.

- Чуть-чуть!

Остроумием отличался Юрий Никулин. Помню, однажды его на отдыхе вниманием «достали». Наконец Никулин говорит: «Хотите, покажу «слона»? Стал вытаскивать из карманов брюк разные предметы. Затем вывернул наизнанку карманы. «Это «уши», – сказал он. – «Хобот» показывать?».

Я участвовал в его юбилейных концертах. Перед представлением зашел к Никулину за приглашением. Он:

- А новый анекдот?!

А я ожидал такого вопроса, накануне политическую программу послушав, придумал такой: «На митинге Зюганова стукнули бюстом Ленина по голове. В больнице Зюганов спрашивает: «Доктор, я буду ходить?» - «Будете, но как истинный ленинец. Шаг вперед два назад». Никулин тут же выдал мне приглашение. И спрашивает:

- А можешь почитать, что написал для Лужкова и Кобзона?

Теперь уж я потребовал новый анекдот.

Юрий Владимирович развел руками, и поздравление услышал уже о время юбилея.

Мою эпиграмму на него Юрий Владимирович оценил: Зная анекдоты все на свете, он их ежегодно издает. И его сегодня даже дети называют «Дядя Анекдот».

А из гайдаевской знаменитой троицы особое уважение у меня вызывал Георгий Вицин. С ним я познакомился в середине 60-х при смешных обстоятельствах. Я вел концерт, как конферансье, артистов театра и кино. Артистов участвовало много, не меньше 25 человек. Следующим номером должен был выступать Вицин. Смотрю - его нигде нет: ни за кулисами, ни в гримерке. Бегаю, ищу. И вдруг он выходит из…. женского туалета. Сконфуженно объясняет: «Понимаете, вышел прогуляться перед выступлением, возвращаюсь, а двери закрыты - видимо, вахтеры убежали в зал смотреть концерт. Вижу: окно одно открыто, ну я и влез - знаю, что скоро мой выход, деньги же терять не хочется". И поспешил на сцену. В 1970 году я написал для Вицина монолог "Деньги вперед". Как раз вышел фильм "12 стульев", где он сыграл монтера Мечникова, и рассказ был построен на страданиях "человека, измученного нарзаном".

Его часто спрашивали, как он так правдиво играет алкаша Труса из знаменитой троицы с Никулиным и Моргуновым? Отвечал, что трезвыми глазами смотрит на свой образ и играть легко.

Вицин был очень скромным и добрым человеком. И абсолютно непьющим. У меня на него такая эпиграмма:

Любимец всех друзей, добрейшая душа.

Он очень скромен, хоть артист ведущий.

В народе получил он званье алкаша.

На самом деле с юных лет непьющий.