Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество10 мая 2022 22:03

Берегись, автомобиль: в России резко увеличилось число угонов машин

Из-за дефицита запчастей начался бум угонов. «Комсомолка» разбиралась в проблеме с экспертами
Из Москвы большую часть «угона» тащат в Подмосковье, на территориях каких-нибудь отдаленных гаражных кооперативов машину либо сразу разбирают, либо «отстаивают»

Из Москвы большую часть «угона» тащат в Подмосковье, на территориях каких-нибудь отдаленных гаражных кооперативов машину либо сразу разбирают, либо «отстаивают»

Фото: Shutterstock

О резком росте числа угонов заявили представители Российского союза автостраховщиков со ссылкой на данные МВД. Если сравнить цифры в январе и в марте, получается, что всего за два месяца (февраль - март) воровать машины стали на 32% чаще. В лидерах среди субъектов РФ по количеству краж авто - Москва и Санкт-Петербург.

Эксперты считают, что тенденция напрямую связана с антироссийскими санкциями, в числе которых - запрет на ввоз в Россию автозапчастей американских и европейских производителей. Каналы перекрыли, возник дефицит, цены выросли, поэтому угонщики и активизировались.

Тачки дефицитных марок гонят в подпольные мастерские, где их разбирают на запчасти.

Помимо этого, специалисты фиксируют и всплеск краж отдельных дорогостоящих агрегатов. Например, чаще стали воровать катализаторы (эти штуки снижают вредные выбросы авто) - ночью подошли к машине, подняли ее домкратом, вырезали нужный компонент. На черном рынке такие стоят до 50 тысяч за штуку. Активизировались воры, которые специализируются на мелочовке вроде зеркал или фар.

Апрельские данные еще не подбиты. Но, вполне вероятно, по этому месяцу цифры будут еще больше.

Теперь точно не угонят. Шутка из интернета

Теперь точно не угонят. Шутка из интернета

ПОДПОЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

Окрестности подмосковных Вешек. Бокс автосервиса в бывшей промзоне рассчитан на 6 - 7 авто. Владелец точки готов говорить по душам только «не под протокол».

- Лет десять назад черный рынок автозапчастей не особо и шифровался, - рассказывает хозяин. - Для галочки были проверки. Но по факту все эти потоки и точки крышевались сотрудниками разных силовых ведомств. А потом гайки закрутили. Наверняка это связано и с развитием системы камер видеонаблюдения. Мелкого воришку, который зеркала снимает, может, и непросто поймать, а вот куда машина уехала, где свернула, где сменила номера - это все проследить легко.

- Предположим, вам сейчас принесет надежный человек какую-нибудь дорогую деталь по бросовой цене. Не возьмете?

- Зачем оно мне надо? Почти на всех оригинальных запчастях теперь есть серийные номера. «Примут» потом эту машину, по цепочке могут дойти до сервиса, где эта запчасть была поставлена. Кроме того, нас проверяют часто. Участковый, не поверишь, заходит.

При этом мой собеседник не отрицает, что подпольные мастерские, где разбирают угнанные машины, по-прежнему существуют. Просто их стало меньше и конспирируются они более тщательно, чем раньше.

- Из Москвы большую часть «угона» тащат в Подмосковье, на территориях каких-нибудь отдаленных гаражных кооперативов машину либо сразу разбирают, либо «отстаивают» несколько месяцев, чтобы затем перегнать в другой регион на продажу.

Важно.

Важно.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ НА АВТОХЛАМЕ

- Конкретно по своему району я не вижу какого-то значительного всплеска краж автомашин или запчастей, - рассказывает «КП» действующий участковый с северо-востока Москвы. - Кроме видеокамер есть и другие факторы. Например, те же зеркала и фары - их можно перепродать за копейки. Риск того не стоит. И на новых моделях авто зеркало невозможно снять так же легко, как раньше. Также до последнего времени не было никаких проблем с покупкой разбитых машин именно под разбор. На сайтах бесплатных объявлений такого добра навалом. Но я бы не стал исключать, что бум автоугонов все-таки может реально случиться. Это зависит от ситуации в целом.

Кстати, страховщики отмечают, что выросшие цифры по угонам - это в том числе случаи, когда владельцы авто, заявившие об автокражах, на самом деле воруют машины сами у себя. Чтобы получить страховку. Отмечают даже случаи, когда ушлые товарищи пытаются заработать дважды - пишут заявление об угоне автомашин, которые на самом деле ими же были проданы без документов покупателям из южных регионов России.

По словам экспертов, дефицит импортных деталей в мастерских ощутили сразу после введения антироссийских санкций.

- Мы несколько лет назад начинали как склад бэушных запчастей из Америки, - рассказывает совладелица московского автосервиса «Автосвита» Мария Посеницкая. - Сейчас склад - при ремонтной мастерской. В Штатах существуют большие аукционы битых авто. Мы покупали там такие машины, для нас местные мастера их разбирали и контейнерами отправляли нужные нам запчасти в Россию. Но сейчас этот канал по понятным причинам закрыт. У моих знакомых уже оплаченная большая партия зависла непонятно где. И нет ясности, получат ли они ее когда-нибудь.

Как следствие - рост цен на автокомпоненты и расходники.

- Например, различные фильтры в зависимости от марки, модели автомобиля стали дороже на 50 - 400%, тормозные колодки - на 40 - 300%, ремни ГРМ (газораспределительного механизма) - на 40 - 200%, моторные масла - на 30 - 150%.

Дефицит возник на оригинальные запчасти американских, европейских и (в меньшей степени) японских автомобильных брендов. С «китайцами» и «корейцами» проблем нет, поставки продолжаются, как и раньше. Но цены на них все равно выросли.

- Даже после понижения курса валют серьезного падения стоимости не произошло, - констатирует эксперт.

Только цифры.

Только цифры.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

MADE IN CHINA

В принципе в Россию уже много лет возят большие партии неоригинальных запчастей для машин популярных американских и европейских брендов.

- Их главные производители - Китай, конечно же, и еще Турция, - объясняет Мария Посеницкая. - Остальные страны дают не такой большой процент «неоригинала». Но даже раньше, до ввода «автомобильных» санкций, все это, как правило, поставлялось в Россию не напрямую. Из КНР и Турции эти запчасти сначала везут на склады в Арабские Эмираты, и уже оттуда их закупают крупные российские поставщики.

Специалисты считают, что логистика в новых реалиях будет перестраиваться.

- С какими деталями самая серьезная проблема?

- В первую очередь это электронные и электрические блоки и системы, а также некоторые детали двигателей и трансмиссий для машин брендов ЕС и США. Аналоги от азиатских и ближневосточных производителей некачественные. Или их просто не существует.

- Российских моделей дефицит деталей пока не касается?

- Владельцы отечественных авто пока его не почувствовали. Но через какое-то время дефицит может возникнуть, потому что многие узлы и комплектующие наших Lada - импортные.

Знай.

Знай.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН