Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество21 мая 2022 4:00

Кольные годы проходят: чем отличаются российские Cool, Fancy и Street от их зарубежных аналогов

Корреспондент kp.ru продегустировал импортозамещающие напитки и остался доволен
Состав газировок почти идентичен

Состав газировок почти идентичен

Фото: Андрей АБРАМОВ

В мае на полках московских супермаркетов появилась газировка, которую разливают на заводах «Очаково». Вкусы и дизайн с намеком понятно на какие напитки. Хотели импортозамещения? Нате!

Как тут не закосить под Маяковского:

Не нужна нам Cola буржуйская!

Даешь самостийную, нашу, родную -

Cool, Fancy и Street

Любой гастрит победит!

Выпускать аналоги знаменитой триады газировок — апельсиновой, лимонной и «кокакольной» — исконно российские производители и раньше пытались. Только до сих пор никто не делал настолько внешне похожий продукт. Чтобы и созвучно, и дизайн… В «Очакове» уже ответили на намеки: монополии на цвет, мол, никто не имеет.

Coca-Cola против никак не выступала. Однако в прошлом году она пыталась отозвать товарный знак Fantola у другого российского производителя — «Черноголовки». Название напоминает газировку Fanta. У Coca-Cola ничего не вышло.

КЛЕВАЯ МОДНАЯ УЛИЦА

Пошел в супермаркет у дома. Вот они, пухлые «полторашечки» сахарной амброзии. 89 рублей за 1,5 литра. Coca-Cola «шалят» с объемом и предлагают 0,9 литра — именно в этом магазине. Стоили они 79 рублей, что не так выгодно в пересчете на объем.

Как заправский сомелье стал готовиться к дегустации. Пока напитки охлаждаются, заказал шаурму. Хотел в лучших традициях вредных советов гастроэнтерологов пить газировку с бургерами из «Макдоналдса», но ресторан все еще закрыт.

Кстати, Coca-Cola в марте говорила, что продолжит работу в России, а в мае допустила, что может уйти, если ситуация на Украине затянется. Вечный конкурент PepsiCo в свою очередь объявил, что приостановит продажу Pepsi, 7Up, Mirinda и других напитков в России. Правда пока вся газировка в магазинах продается. Возможно, распродают запасы со складов.

Начинаю дегустацию с очаковской Cool Cola. Cool на английском слэнге значит «клевый». Очень похоже (см. «Сравним»)! Поверьте, я перепробовал много пародий на колу: деньги на школьные обеды тратил в ларьке на газировку и мороженки. Оговорюсь: не считаю, что напиток должен полностью повторять оригинал. Кому-то может понравиться его самобытность. Мы же тестируем на схожесть и нисколько не умаляем заслуг очаковских технологов.

На очереди Street. Название с английского переводится как «улица». Street — мой фаворит в линейке.

Вечер закончил Fancy. Название можно перевести как «причудливый», «модный» или «затейливый». В составе, как и у Fanta, 3% апельсинового сока. Бонусом эфирные масла: мандарина, апельсина, лимона, грейпфрута, лайма. У Fanta такого в составе нет.

Хотели импортозамещения? Нате!

Хотели импортозамещения? Нате!

Фото: Андрей АБРАМОВ

КАК ПОВТОРИТЬ

В России последние 10-15 лет появилось много центров и лабораторий, которые занимаются разработкой продуктов, напитков. Над направлением «Пищевые технологии» в вузах сначала посмеивались, дескать тот же кулинарный техникум только с университетскими корочками. На самом деле на «вышке» учат изобретать продукты питания под промышленные масштабы.

Крупные предприятия держат свой штат пищевых технологов, которые придумывают новинки или копируют успешные продукты конкурентов под свое производство. А фирмы поменьше заказывают разработку рецептов частным лабораториям. Ведь прежде, чем начать выпуск чипсов, печенья, сыров, йогуртов да и той же самой газировки — нужно сделать технологическую карту, подготовить подробные правила производства, подобрать процентное содержание ингредиентов. Иначе постоянного качества не добиться.

Такие технологи сделали для «Очаково» газировку. «Комсомолка» поговорила с лабораторией, которая занимается подобными проектами.

— Известный факт: рецепт оригинальной колы — коммерческая тайна. Хотя говорят, что секрет в сочетании разных эфирных масел — корицы, мускатного ореха, кориандра, лимона и прочих. Но почему его не пишут на упаковке?

— Полный состав производитель обязан указывать. Другое дело, что можно вместо конкретных компонентов, использовать обобщенные термины. Например, натуральные ароматизаторы. Какие именно — они обычно не указывают. Законом это не запрещено. Производители боятся, что их продукт скопируют, поэтому маскируют полный состав, — говорит основатель лаборатории «Пищевой Технолог РФ» Евгений Романов.

— Как тогда удается повторить их вкус?

— Для профессионального технолога-разработчика это не сложно. Правда, таких спецов в России немного. Процесс разработки рецептуры напитка в среднем занимает две недели. Всех тайн работы открыть не могу, но наведу на мысль: мы используем спектральный анализ (физический метод исследования веществ для определения качественного и количественного состава на основе его спектра — прим. ред.)

— Вы пробовали очаковскую газировку? Что скажете о ее составе с точки зрения вредности?

— Нашумевшая новинка по органолептическим показателям схожа с оригиналом. Проще говоря, вкус похож, но это все равно не одно и то же. Что касается вредности, в отечественном аналоге больше сахара и калорий.

— Часто ли к вам обращаются с запросами на повторение каких-то иностранных продуктов?

— За последние месяцы нагрузка выросла. Просят заменить все подряд: от корма для животных до съедобной бумаги. Конечно, есть и напитки: энергетики, газировка, витаминная вода. Колу, кстати, нам тоже заказывали. На мой взгляд, получился полный аналог той самой.

— Сырье для колы нужно импортное?

— Мы использовали отечественное.

СРАВНИМ

Состав газировок почти идентичен. Покупателя могут насторожить ортофосфорная и лимонная кислота. Но эти добавки разрешены. В колах есть кофеин (менее 150 мг/л, что допустимо). У Cool Cola добавлен экстракт ванили. Это не полезно и не вредно — просто такой рецепт.

Иностранные бренды в некоторые напитки добавляют подсластители ацесульфам калия, аспартам. Разрешенные добавки, которые используют в жвачках, конфетах и некоторые лекарства, чтобы придать сладость.

Углеводы и калорийность, на которую часто смотрят адепты ЗОЖ, примерно на одном уровне. Только у Sprite и Street разница более чем в два раза. Это объясняет тем, что первый использует подсластители, а второй — сахар. Когда в независимых лабораториях разбирают состав газировок, например, такое исследование проводило «Роскачество», то оказывается, что в одном стакане колы 4-5 чайных ложек сахара. К слову, это одна из вероятных причин подорожания газировок за последние месяцы — цены на сахар выросли.