Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Общество23 мая 2022 22:08

Младенцы на обочине: что делать, чтобы матери не выбрасывали своих детей

Что движет женщиной, решившей избавиться от своего ребенка? Можно ли ей помочь и тем самым спасти малыша? Нужно ли возрождать в России беби-боксы, где ребенка можно оставить анонимно? В проблеме разбиралась спецкор «Комсомолки» Елена Кривякина.
Этот беби-бокс был установлен в Екатеринбурге, в стене храма Святителя Иннокентия Московского.

Этот беби-бокс был установлен в Екатеринбурге, в стене храма Святителя Иннокентия Московского.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

ПЛАЧ ИЗ МУСОРНОГО КОНТЕЙНЕРА

Дворника в то утро чуть не хватил инфаркт. Из мусорного контейнера, который он привычно разбирал, раздавался... детский плач. Мужчина вызвал скорую. Малышку, которой было несколько часов от роду, удалось спасти.

Эта история произошла в апреле на Северном бульваре в Москве. Поиски матери не заняли у полиции много времени. Ею оказалась женщина 1979 года рождения, живущая в этом же подъезде. Ребенка она рожала без врачей. Одна. В ванной. После родов завернула дочь в полотенце, положила в пакет и выбросила в мусоропровод на девятом этаже. Следователям призналась, что у нее есть еще один ребенок - четырех лет. Воспитывать дочку она не хотела и не могла. Какое-то время женщина жила в съемной квартире, но аренду не потянула и съехала к двоюродной сестре. Родственники даже не догадывались о ее беременности, наивно принимая живот за полноту. Сейчас женщина в следственном изоляторе. На нее возбуждено уголовное дело о покушении на убийство.

Подобные истории происходят периодически. Точь-в-точь такая же случилась осенью прошлого года в столичном Ясеневе. Фигуранткой уголовного дела стала 37-летняя москвичка. И снова домашние роды. И снова обернутая в пакет и выброшенная в мусоропровод девочка. По счастью, ее быстро обнаружили и спасли.

И в этом случае ребенок у горе-мамаши оказался не единственным. У нее есть 15-летняя дочь, в отношении которой она лишена родительских прав. Девочка живет с бабушкой.

Эта история из Новосибирской области шокировала всю страну: 7 января нынешнего года Ренат Литвинов с друзьями нашли новорожденную девочку в коробке из-под яиц. Фото: Минздрав Новосибирской области

Эта история из Новосибирской области шокировала всю страну: 7 января нынешнего года Ренат Литвинов с друзьями нашли новорожденную девочку в коробке из-под яиц. Фото: Минздрав Новосибирской области

А теперь перенесемся в новосибирское село Сосновка. 7 января этого года. На улице минус 9 градусов. Пятеро подростков пошли гулять и примерно в километре от деревни, на трассе, увидели большую коробку из-под яиц. Из коробки раздавался писк. Ребята подумали, что кто-то выбросил щенков. Приподняли одеяльце, а там - ребенок. Рядом лежала бутылочка с молоком. Медики определили возраст найденной девочки - около трех суток. Следователи возбудили уголовное дело, но мать ребенка до сих пор так и не нашли. В марте девочку удочерила другая семья.

На этот случай отреагировал даже спикер Госдумы Вячеслав Володин:

«Не окажись ребята на малолюдной трассе, пройди они мимо, девочка погибла бы от переохлаждения. Тем извергам, которые бросили малышку, нет оправдания», - написал Володин в Telegram.

Спасший девочку Ренат Литвинов. Фото: Личный архив

Спасший девочку Ренат Литвинов. Фото: Личный архив

«НЕ СООБРАЖАЛА, ЧТО ДЕЛАЮ»

Как только не называют матерей, бросивших своих детей на произвол судьбы. «Нелюдь», - так охарактеризовала мать-кукушку с Северного бульвара уполномоченная по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская.

Когда узнаешь о подобных случаях, эмоции действительно зашкаливают. А что же говорят о своих поступках сами матери-кукушки? Юлия Шевякова оставила свою новорожденную дочку (и снова девочка!) на автобусной остановке в селе Светлая Поляна Новосибирской области. Как оказалось, у нее уже трое детей от мужа, который сидит в тюрьме за двойное убийство, а девочку она родила от другого мужчины. Вот такая санта-барбара - врагу не пожелаешь. Позже Юлия раскаялась, что бросила дочь, и захотела ее вернуть. Даже поучаствовала в одном телешоу. Она рассказала, что родила ребенка в бане, завернула в одеяло, накормила и отнесла на остановку.

- На тот момент я вообще не соображала, что делаю. Сходила домой, навела бутылочку смеси, накормила. Она у меня не плакала, молчала. Зашла я в остановку, с краешку ее положила, посмотрела, все ли хорошо с ней, и пошла в сторону материного дома. Шла я, постоянно оглядывалась. Я ругаю себя за то, что я натворила, - рассказала Юлия.

- Что движет этими мамами и как можно им помочь? - спрашиваю я у психоаналитика, кандидата социологических наук Людмилы Поляновой.

- Я бы сразу не согласилась с тем, что этих женщин вы называете мамами. Это женщина, которая родила ребенка, но к материнству она не готова, не способна и не принимает его. Родительство должно наступать тогда, когда женщина для него созрела. Если она не созрела, как бы мы ей ни помогали, она всегда найдет причину избавиться от ребенка тем или иным способом. Перевоспитать ее невозможно. У психоаналитиков есть выражение: «Тот не убивает другого, кто не хочет убить себя». Скорее всего, этим женщинам не повезло с собственными родителями. Например, их не любили мамы. У них самих искорежена жизнь с момента рождения.

«КОМФОРТНЫЕ ПОМОЙКИ VIP-КЛАССА»

Что же делать, чтобы нерадивые матери не подвергали риску жизни своих детей? Начиная с 2015 года различные группы депутатов и сенаторов пытались протолкнуть свои версии законопроектов о легализации беби-боксов. Так называют специально оборудованные ящики при больницах или других медучреждениях, где ребенка можно оставить анонимно. Авторы законопроектов объясняли, что с помощью беби-боксов матери, не имеющие возможности или желания воспитать новорожденного, могут передать его на попечение государству. С одной стороны, и без беби-боксов есть возможность отказаться от ребенка так, чтобы его жизни ничего не угрожало: написать отказ в роддоме или сдать ребенка в дом малютки. С другой стороны, не все женщины хотят проходить процедуру официального отказа. Вот и выбрасывают детей на помойки или даже убивают. А беби-бокс - это некая альтернатива, аргументировали депутаты.

Яростнее других за эту идею билась телеведущая и экс-депутат Госдумы Оксана Пушкина. Она уверяла, что благодаря беби-боксам в России уже удалось спасти жизни около 200 детей. Ведь, несмотря на отсутствие закона, беби-боксы существовали с 2011 года в разных регионах страны: Московской, Владимирской и Калининградской областях, Краснодарском и Камчатском краях.

Тем не менее ни один из подготовленных законопроектов так и не был принят Госдумой. Противники легализации уверяли, что это лишь развяжет матерям-кукушкам руки. К тому же, положив в такой ящик ребенка, вернуть своего младенца мать уже не сможет, даже если через несколько дней одумается. Ведь ребенок поступил анонимно. Конечно, можно сделать тест ДНК, но не факт, что матерям пойдут навстречу.

В 2016 году правительство поддержало предложенный сенатором Еленой Мизулиной проект закона, запрещающий беби-боксы. После этого они постепенно стали закрываться.

Депутат Госдумы Виталий Милонов, яростно выступающий против беби-боксов, называет их не «окнами жизни», а «комфортными помойками VIP-класса».

- Альтернативой могло бы стать госучреждение, где матери-одиночки имели бы право временно оставлять своих новорожденных детей, чтобы восстановить психологическое состояние, - считает Милонов.

«ЯЩИК ДЛЯ ПЛАСТИКА, ЯЩИК ДЛЯ РЕБЕНКА»

Беби-боксы пришли к нам из Средневековья. Тогда при монастырях делали специальные ниши или люльки, в которых женщина могла анонимно оставить ребенка.

- Это была совершенно другая историческая эпоха. Женщина, которая родила ребенка вне брака, тогда не могла спокойно продолжать жить в социуме. Ее не просто отвергали, но могли и забить камнями. Именно поэтому женщины часто шли на убийство своих детей. Создание при монастырях ниш для младенцев действительно спасало им жизни. Но в современных условиях беби-боксы не просто не нужны, они вредны, - рассказала корреспонденту «Комсомолки» руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

«Ящики для детей» достались нам от Средневековья. В те времена они были спасением для женщин, родивших не в браке, - за такое могли забить камнями.

«Ящики для детей» достались нам от Средневековья. В те времена они были спасением для женщин, родивших не в браке, - за такое могли забить камнями.

Фото: wikimedia.org

- А как же информация, что беби-боксы в России спасли 200 детей? - уточняю у Елены Альшанской. Такую цифру однажды озвучила Оксана Пушкина.

- По большинству детей, оказавшихся в беби-боксах, вообще нет никакой информации: кто принес туда ребенка и при каких обстоятельствах. Нет ни одного доказанного случая, чтобы родитель сказал: «Я собирался убить этого ребенка, но беби-бокс помог мне этого не сделать». Не случайно одной из претензий Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к России было наличие у нас беби-боксов. ВОЗ выступает последовательно против них, поскольку реклама усиливает число отказов от детей. К тому же мы оставляем женщину наедине с собой в кризисной ситуации и не знаем, что с ней случилось дальше. Более того, мы даже не знаем, сама ли женщина отнесла ребенка в беби-бокс. Это особенно касается мигрантов и людей уязвимых категорий. Это спокойно мог сделать муж женщины, который решил, что ребенок ей не нужен. Или, например, таким образом наказал женщину. Или взять историю, когда ребенок пропадает и его не находят. А он вполне может оказаться в другом регионе в беби-боксе. Может быть, его отнесла туда свекровь с особенностями психики или, например, неадекватная соседка. Не случайно, беби-боксов во всем мире не так уж и много. Это несколько штатов США, Польша, Чехия и Германия. И это все частная инициатива, нигде она не спонсируются государством.

- На то, чтобы выбросить своих детей, решаются единицы матерей. Если это шаг отчаяния, а не алкоголизм в конечной стадии, то есть система профилактики, которая может помочь женщине справиться с трудной ситуацией. Есть волонтеры и общественники, которые этим занимаются. Вот это направление и нужно развивать, а не идти по пути создания беби-боксов. Ведь это соблазн для матери: есть ящик для пластика, есть для пищевых отходов, а есть для младенцев, - сказала «КП» председатель «Ассоциации родительских комитетов и сообществ» Ольга Леткова. - Главное - это помощь беременным женщинам и тем, которые только что родили. И поддержка должна быть адресной. Это и будет настоящей профилактикой такого рода преступлений.

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Три вида кукушек

Представим три ситуации, в которых женщина хочет избавиться от своего ребенка.

1. Аффект

У женщины случается психоз, и она, не отдавая себе отчета, убивает ребенка.

- В этом случае никакие беби-боксы не помогут, потому что аффект - это нерациональное состояние. В состоянии аффекта женщина ребенка в беби-бокс не понесет, - поясняет Альшанская.

Женщина, выбросившая ребенка в состоянии аффекта, не покинет место преступления, а, придя в себя, бросится спасать малыша.

2. Выкинула, потому что ребенок ей не нужен

- Если женщина выбрасывает ребенка в мусоропровод или относит в лес, то чаще всего она подсознательно хочет своего малыша убить. То, что она не делает этого физически, означает лишь, что ей не хватило решимости. Это ситуация незавершенного убийства. Если бы женщина о ребенке заботилась, она отнесла бы его в более безопасное место, например, в поликлинику. Но она выбрала мусорку. В беби-бокс такие женщины не пойдут. Они продолжат выбрасывать детей в мусорки, - уверена Альшанская.

3. Тяжелая ситуация

И наконец, третья категория женщин. Это те, что попали в тяжелую жизненную ситуацию - нет денег, работы и т. д. Они не решаются оставить ребенка себе, но при этом его жалеют. Потенциально такие женщины могут прийти в беби-боксы.

- Сейчас они пишут отказ от ребенка в роддоме, относят детей в поликлиники, дома ребенка или органы опеки. То есть поступает рациональным способом, подразумевающим спасение жизни ребенка, - поясняет Альшанская. - И очень важно, чтобы в такой ситуации женщине была оказана профессиональная помощь. Тогда, возможно, она вообще не откажется от ребенка. У нас куча каких-то «противоабортных» организаций, которые всячески призывают сохранить плод. При этом практически нет организаций, которые поддерживают и помогают во время беременности.

По мнению Елены Альшанской, консультативные службы для беременных женщин должны быть созданы в каждом районе. Например, при женских консультациях. И важно, чтобы обратиться в такие службы можно было анонимно, а при необходимости пройти и осмотр у врача.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Психолог не поможет»

- Существуют центры бесплатной психологической помощи, но такие женщины туда не приходят. Это такой психотип. Не случайно их в народе всегда называли кукушками. Но сегодня эти кукушки становятся еще и убийцами. Никакой кризисный центр не поможет женщине, способной выбросить своего ребенка в мусоропровод, - говорит Людмила Полянова.

По ее мнению, беби-боксы имеют право на существование.

- Тут все средства хороши. Если мы женщине не предложим способ сохранить жизнь ребенку, она ее просто не сохранит. А жизнь ребенка - самое ценное в этой ситуации, - замечает Полянова.