Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество21 сентября 2022 12:10

Александр Мельников: “Чтобы стать айтишником, способным изменить отрасль, я постоянно учился”

Путь талантливого программиста: от детской мечты до одного из самых высокооплачиваемых профессионалов
Дмитрий ИВАНОВ

Дефицит IT-специалистов в России составил около 1 млн человек на начало 2022 года. Такими цифрами поделился вице-премьер Дмитрий Чернышенко в рамках работы Петербургского международного экономического форума. Восполнить эту нехватку может активная подготовка новых кадров. Поэтому сегодня получить образование по данному профилю можно почти в каждом вузе или при помощи разных курсов, которых на любой вкус и кошелек. Что такое успех в IT, как его достигнуть и качественно влиять на отрасль, точно знает Александр Мельников, team lead компании InvestorLift (США) и разработчик программного обеспечения компании Glaze (Франция). Александр в профессии более 20 лет и создал авторские методики работы с базой данных MySQL.

От детской мечты до профессии будущего

Пока соседские мальчишки строили башни во дворе, Александр Мельников строил алгоритмы. К моменту поступления в вуз детское увлечение программированием переросло в твердое намерение продолжить карьеру в IT.

«В России образовательная система достаточно инертна и не имеет «основной» (Major) и «дополнительной» (Minor) специальностей как в США, поэтому я решил программированием заниматься самостоятельно, а поступил на экономиста в Уральский Государственный Университет (УрГЭУ), – вспоминает Александр. - Я уже тогда интуитивно чувствовал, что на “чистых” математике и информатике далеко не уедешь, нужны знания в разных областях, которые помогут создавать и продвигать проекты, а не только писать код”.

Так, Мельников учился сразу двум специальностям: днем - экономике в ВУЗе, вечером - шлифовал свои навыки в разработке программ, читая книги, слушая вебинары и бесконечно практикуясь. А со второго курса он уже работал программистом в компании “Автодилер”, занимающейся разработкой систем учета на автопредприятиях. Именно там Мельников выполнил свою первую коммерческую разработку - он написал программу “АвтоПодшипник”. Эта система вобрала в себя данные о подшипниках, используемых в автомобилях, автобусах и тракторах бывшего СССР и СНГ. Следующим шагом стало написание сайта - превращение визитки в полноценный бизнес-портал, приносящий компании огромную прибыль. Также среди успешно реализованных проектов Александра Мельникова можно назвать изменение программы “АвтоКаталог” из десктопного приложения в web-версию, где на интерактивных иллюстрациях и схемах были собраны миллионы запчастей, сотни марок моделей автомобилей.

“Также я создал партнерскую онлайн-программу. Автомобильные сайты размещали форму заказа нашего ПО на своих порталах, за это получали комиссионные - всё это делалось в автоматическом режиме. До появления системы клиенты практически не заказывали ПО “АвтоДилер” через интернет, предпочитая звонки по телефону или классическую рекламу в автожурналах. После моей разработки ситуация кардинально изменилась”, - добавляет эксперт.

Таким образом, к окончанию вуза Мельников имел хороший опыт коммерческой разработки. Подготовив трамплин из полученных навыков и знаний, Александр выполняет свой первый прорывной проект - уникальную систему управления предприятием. Но обо всем по порядку.

Учет на кончиках пальцев

В начале 2010-х самой популярной системой на предприятиях в России была 1С. Она ориентировалась на бухгалтерский учет, плохо масштабировалась, имела медленную скорость работы при использовании больших объемов данных, отсутствовали многие модули, присущие современным зарубежным ERP-системам.

К Александру Мельникову, тогда уже получившему в узких кругах славу талантливого разработчика, обращается “Элетех” с запросом создания продукта, который, по сути, учитывает все недостатки 1С и качественно от нее отличается. При этом новая система должна легко масштабироваться, иметь невысокую стоимость, удобство в использовании, надежность и быстроту в работе. Казалось бы, запрос нереальный: до сих пор в России ничего подобного не существовало, а зарубежные варианты не подходили из-за необходимости серьезной доработки под специфику местного бизнеса. Но Александр Мельников взялся за амбициозный проект, единолично и всего за полгода с нуля написал и внедрил уникальный программно-аппаратный комплекс, полностью отвечающий всем этим требованиям. Получилась система, позволяющая вести автоматизированный учёт рабочего времени по отпечаткам пальцев, составлять штатные расписания сотрудников, табель больничных, получать расчёты и безошибочно начислять зарплаты.

Уникальная разработка решила проблему масштабируемости, особенно для филиалов, расположенных на большом удалении друг от друга. Так, благодаря системе появилась возможность легко получать консолидированную отчётность из разных точек, без необходимости вручную собирать данные из множества источников.

За годы использования системы ей ни разу не потребовались доработка и поддержка, ПО легко справлялось с новыми большими объемами данных без снижения скорости обработки, имело интуитивно понятный пользовательский интерфейс. Согласно данным компании, благодаря этому инструменту ежегодно “Элетех” удается сэкономить сотни тысяч рублей, что в очередной раз подтверждает высокое качество разработки.

Такой продукт не мог остаться незамеченным крупными игроками рынка. Сегодня системой, созданной Александром, пользуется множество таких престижных компаний как строительная фирма Екатеринбурга и Свердловской области “Альфа Строй”, крупная инжиниринговая компания по системам электроснабжения “Элетех”, Уральский Медицинский Центр (прим.ред. входит в состав DIAVERUM), а также, российское отделение DIAVERUM (Швеция) – один из крупнейших в мире независимых провайдеров услуг в области лечения почечных заболеваний, диализа и трансплантации.

Секрет успеха – постоянное развитие

Успех собственной разработки подстегнул Александра к новым достижениям и выходу на международный уровень. И вот его пригласили в круг разработчиков независимой французской компании Glaze, чей продукт позволяет размещать на любом сайте инновационные маркетинговые инструменты, анализирующие поведение пользователей и кратно увеличивающие продажи.

В марте 2016 года компания подключилась к акселератору Microsoft в Париже, потом получила лейбл French Tech (прим.ред.: бренд, который может использоваться инновационными французскими компаниями) и AIMA (прим.ред.: облачная программа ЭВМ, соединяющая менеджеров банков с менеджерами страховых компаний для страхования залогового имущества юридических и физических лиц). В 2017 году Glaze стала партнером Microsoft.

Александра пригласили в качестве разработчика программного обеспечения. Перед Мельниковым стояла задача написать улучшенный код, позволяющий выстроить максимально эффективные связи между отдельными компонентами внутри большой базы данных. Что в итоге должно было привести к ускорению обработки запросов до сотен миллисекунд.

Александр благодаря своим глубоким знаниям в области database, всего за 2 месяца закрыл вопрос, написав максимально эффективный и стабильный код для манипуляции с большим объемом данных. Это позволило компании сократить количество вычислительных машин до 3-х, исключить необходимость outsorce DevOps-инженеров и, главное, рекордно снизить операционные расходы на обслуживание инфраструктуры с $500,000 до $45,000 в год.

Следующим шагом на карьерном пути в компании для Александра Мельникова стал проект ключевого модуля получения номенклатурного списка от клиентов.

“Сложность заключалась в том, что заказчики компании - крупнейшие игроки на рынке продаж, имеющие огромные номенклатурные списки, с большим количеством атрибутов, измеряющиеся сотнями гигабайт, - вспоминает Мельников. - Мы оптимизировали процесс обработки данных настолько, что компания Glaze в тот год сократила расходы на техобслуживание в 11 раз”.

Проект Александра Мельникова привел к кратному увеличению доходов компании. Благодаря ему, сегодня инфраструктура Glaze выдерживает огромную нагрузку, сопоставимую с 10% от нагрузки Youtube, а это – более миллиарда запросов в месяц.

Невероятных результатов вместе с экспертом Мельниковым добилась еще одна зарубежная компания - InvestorLift.

Начав сотрудничество на этапе сайта-прототипа, ему удалось превратить платформу в работающий инструмент рынка недвижимости, которым пользуется более 600 американских компаний, совершая сделки с недвижимостью на сумму свыше $4 млрд во всех 50 штатах. А сам Мельников вырос с позиции старшего разработчика до начальника отдела и заместителя CEO.

В рамках этого проекта Мельников создал и внедрил в короткие сроки God Mode – массивную базу данных по сделкам с использованием аналитики рынка недвижимости, которая помогает продавцам эффективно находить своих клиентов, увеличивая объемы контрактов в разы и нарастив оборот компании на 500%.

Сейчас Александр возглавляет группу по внедрению искусственного интеллекта в систему, что выводит весь движок на совершенно новый уровень – меняет отрасль, помогая людям лучше понимать, чего ожидать от сделки, инвестировать разумнее или продавать дом без хлопот в короткие сроки.

Знания эксперта сэкономили отрасли миллионы долларов

Работа Мельникова была связана с MySQL - бесплатной открытой общедоступной базой данных, которая широко применялась самыми крупными IT-гигантами. Успех этой базы зависел от качества работы, которую проверяют тестеры - Александр обнаружил 2 критичные ошибки, оперативное исправление которых позволило сохранить отрасли миллионы долларов.

«Одна из ошибок в компании, где я на тот момент работал, привела к остановке репликации на облачных серверах Amazon AWS, а репликация является основным механизмом масштабирования и обеспечения бесперебойной работы баз данных. Другая ошибка касалась некорректной оценки стоимости географических индексов. В итоге, запросы их использующие, перестали применяться для доступа к данным. А это критично для пользователей, работающих с картой и геообъектами», – вспоминает Александр.

Высокий уровень профессионализма Александра Мельникова и его вклад в базу данных MySQL, которой пользуются сотни тысяч разработчиков по всему миру, не могли не повлиять на его востребованность как специалиста и личный коммерческий успех.

“Айтишники сегодня нужны рынку, возможность хорошего заработка есть, как и обучения, - отмечает Александр Мельников. - Где получать знания – выбор каждого. Единственное неизменно: эта профессия требует постоянной прокачки навыков и отслеживания тенденций рынка”.