Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Экономика6 марта 2023 4:00

Новый бренд - и точка: какие мировые компании, сменив названия, остались работать в России

"Комсомолка" изучила, что изменилось в работе на российском рынке самых известных западных компаний после смены вывесок и владельцев
Иностранцы часто продают свой российский бизнес с «опцией обратного выкупа». Например, такое условие выставил покупателям американский McDonald’s. И в течение 15 лет он может выкупить бизнес обратно. Фото: Александр КРЯЖЕВ/РИА Новости

Иностранцы часто продают свой российский бизнес с «опцией обратного выкупа». Например, такое условие выставил покупателям американский McDonald’s. И в течение 15 лет он может выкупить бизнес обратно. Фото: Александр КРЯЖЕВ/РИА Новости

А знаете ли вы, что из всех западных компаний, заявивших об уходе из России в 2022 году, реально покинули нашу страну лишь 8,5%? И это не мы посчитали, а швейцарские экономисты.

Причины в следующем. Существенная потеря прибыли, активов и, как результат, ухудшение экономических показателей - так себе перспектива для бизнесменов.

В итоге из 25 000 зарубежных компаний, зарегистрированных в России, полностью ушли считаные сотни. А многие выбрали другой путь: зарубежные владельцы продали свои российские активы, их бывшие «владения» сменили названия и начали новую жизнь. Расскажем о самых известных.

STARS COFFEE

(бывший Starbucks)

Что было:

Сеть Starbucks в России состояла из 130 кофеен. 90 из них - в Москве, остальные в 10 регионах России.

Кто купил:

Изначально сообщалось, что Тимур Юнусов, он же рэпер Тимати и владелец сети бургерных Black Star Burger, ресторатор Антон Пинский (основатель холдинга Pinskiy & Co) и холдинг «Синдика» сенатора Арсена Канокова.

По данным сервиса Rusprofile, у юридического лица ООО «Арена» 6 учредителей с долей уставного капитала на каждого не более 2656,25 рубля. Юрлицо «Бриллиант Консалтинг» и физлица, среди которых уже упомянутые Антон Пинский, Тимур Юнусов, бывший вице-президент Starbucks в России и Казахстане Эрнесто Гонсалес и еще два человека.

Сумма сделки:

Не раскрывается. По оценкам аналитиков, она могла составить от 700 млн до 1,6 млрд рублей.

Что изменилось:

Пока в России работают более 100 кофеен - в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Самаре, Ярославле, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону. На логотипе красуется дама в кокошнике вместо прежней двухвостой русалки.

Появились новые блюда в меню. А кофейные зерна теперь завозятся из Бразилии, Эфиопии и Гватемалы (раньше поставщиками были страны Азии, Коста-Рика и Эфиопия). В команде более 700 сотрудников. Почти все они из прежнего Starbucks.

Прежними же остались темная обжарка кофейных зерен, стаканчики с подписанным именем клиента и цены. Маленький капучино (350 мл) - 310 рублей в Москве, 280 - в Питере и 215 - в остальных городах.

«ВКУСНО - И ТОЧКА»

После превращения во «Вкусно - и точка» меню ресторанов изменилось не сильно. Цены поднялись на 10%. А еще складывается впечатление, что интерес к этим ресторанам даже вырос: многие идут туда просто из интереса.

После превращения во «Вкусно - и точка» меню ресторанов изменилось не сильно. Цены поднялись на 10%. А еще складывается впечатление, что интерес к этим ресторанам даже вырос: многие идут туда просто из интереса.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

(бывший McDonald’s)

Что было:

Сеть McDonald’s в России - 850 ресторанов в 62 регионах.

Кто купил:

Предприниматель Александр Говор - учредитель ООО «ГиД», развивавший франшизу McDonald’s в Сибири. Говор также сооснователь нефтеперерабатывающей компании «НефтеХимСервис».

Сумма сделки:

За «символическую плату намного ниже рыночной». По договору сделки новому владельцу запрещено раскрывать сумму.

Особые условия:

По договору владелец обязан будет вернуть рестораны прежнему владельцу в случае его возврата на российский рынок за 1 рубль.

Что изменилось:

Новые логотип и название. Новые напитки в меню: вместо прежних пепси, спрайта и фанты - газировки от «Черноголовки» «Добрый Кола» и т. д. В названиях блюд нет больше приставки «Мак». Это было условием договора. Исчез «Хеппи Мил», но есть «Кидз Комбо». Пока в наборе помимо еды есть детская книжка. Однако в планах компании открыть фабрику игрушек. Первые экземпляры в виде героев наших мультиков появятся в наборах этим летом.

Генеральным директором остался Олег Пароев, до сделки он возглавлял ЗАО «Москва - Макдоналдс».

Состав меню практически не изменился.

Правда, цены поднялись примерно на 10%.

«Л’ОКСИТАН»

(бывший L’Occitane)

Что было:

Сеть французского бренда косметики L’Occitane более чем из 100 магазинов.

Кто купил:

Российские топ-менеджеры компании. Наибольшая доля досталась гендиректору «Л’Окситан Рус» Ростиславу Коваленко.

Сумма сделки:

Стоимость российских активов французские владельцы оценили в 44,5 млн евро. Выплата пройдет частями в течение 4 лет с 2025 года.

Что изменилось:

Пока практически ничего. Сейчас российская компания независима от иностранных владельцев, а запасов продукции хватит на год вперед.

Наглядно

Наглядно

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

РОСБАНК

Что было:

Росбанк и его страховой бизнес, принадлежащие французской компании Societe Generale.

Кто купил:

Бизнесмен Владимир Потанин (группа компаний «Интеррос»).

Сумма сделки:

По некоторым данным, «Интеррос» Владимира Потанина купил Росбанк за 40 - 60 млрд рублей.

Что изменилось:

Кроме логотипа, пожалуй, ничего. Новый владелец сразу заявил о сохранении устойчивости Росбанка и о том, что будут сформированы новые возможности для его клиентов и партнеров. Сейчас Росбанк работает в обычном режиме.

POETTI

(бывший Paulig)

Что было:

Российские активы финской компании - производителя кофе Paulig, включая обжарочный завод в Твери.

Кто купил:

Гражданин Индии Викас Сои - управляющий директор кофейного производителя Milagro Beverage Company (бренды Milagro, D’Arte, Belagio). Единственный владелец ООО «Милфудс» (компания - покупатель активов Paulig) с уставным капиталом почти в 210 млн рублей.

Сумма сделки:

Не разглашается.

Что изменилось:

Компания ООО «Паулиг кофе» ликвидирована. Теперь она называется ООО «Милфудс». Продукция тоже сменила марку на кофе Poetti. Правда, дизайн упаковки остался прежним.

Новому владельцу удалось сохранить весь персонал завода - более 100 человек, а также поставщиков зеленого кофе из 10 стран. Компания будет наращивать обороты.

Как ни в чем не бывало

Как ни в чем не бывало

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

TEBOIL

(бывший Shell)

Что было:

Российская сеть АЗС британского нефтегазового концерна Shell (411 заправок) и завод смазочных материалов в Тверской области.

Кто купил:

Владелец «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов.

Сумма сделки:

Не разглашалась. Но в отчете концерна Shell говорится, что «во втором квартале 2022 года Shell передала все акции «Шелл нефть» «ЛУКОЙЛу», что привело к чистым расходам в размере 83 млн долларов с учетом убытка от разницы курсов валют».

Что изменилось:

Сети дали новое имя - это финский бренд Teboil. Все АЗС работают в прежнем режиме. Рабочие места сохранены.

В СТАДИИ ПРОДАЖИ

MONDI

Что есть:

Австрийская группа Mondi продает свое крупнейшее предприятие в России - «Монди Сыктывкарский ЛПК», производящий целлюлозу, упаковочную бумагу и немелованную тонкую бумагу. Офисная бумага «Снегурочка» - одна из самых популярных марок.

Кто покупает:

Владелец Augment Investments Limited Виктор Харитонин. Он же председатель совета директоров ПАО «Фармстандарт». Занимает 66-е место в рейтинге «Форбс».

Сумма сделки:

95 млрд рублей (около €1,5 млрд), но ее заключение будет зависеть от одобрения правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями и антимонопольных согласований.

KELLOGG

Что есть:

Российское подразделение компании Kellogg из США (готовые завтраки, печенье, крекеры, снеки, в том числе хлопья Krave, чипсы Pringles, печенье и сухие завтраки под маркой «Любятово»).

Кто покупает:

«Аквалайф ресурс», управляющая компания ГК «Черноголовка».

Сумма сделки:

По примерным оценкам, 6 - 7 млрд рублей.

А некоторые зарубежные концерны просто подарили России свои заводы. Так сделала Renault-Nissan: компания передала свой столичный завод местным властям, и теперь на нем выпускают «Москвич». Фото: Александр АВИЛОВ/Агентство городских новостей «Москва»

А некоторые зарубежные концерны просто подарили России свои заводы. Так сделала Renault-Nissan: компания передала свой столичный завод местным властям, и теперь на нем выпускают «Москвич». Фото: Александр АВИЛОВ/Агентство городских новостей «Москва»

KFC переходит в ROSTIC’S

Что есть:

Почти 1000 ресторанов американской корпорации KFC Yum! Brands, открытых в России. 70 из них филиалы, остальные работали по франшизе.

Кто покупает:

Ижевский оператор «Смарт Сервис ЛТД». В его франчайзинг-владении 41 заведение KFC, а также рестораны брендов IL Patio, «Планета суши» и другие. Основным инвестором «Смарт Сервиса» является Андрей Осколков, управляющим - Константин Котов. Об этих персонах известно немного. Осколкова называют одним из самых богатых людей Удмуртии. Константин Котов в 2021 году вошел в Общественную палату Ижевска, а ранее был депутатом городской думы.

Сумма сделки:

Неизвестна. Эксперты оценивают ее в 1,3 млрд рублей. Yum! Brands на своем сайте сообщил, что компания «заключила договор купли-продажи по передаче прав на российские активы компании, которые включают собственные рестораны, права на мастер-франшизу и систему управления сетью франчайзинговых ресторанов».

Что изменится:

Название - Rostic’s. Этот бренд появился в России еще в 1993 году как практически полная копия ресторанов KFC с хрустящими куриными ножками в меню. В 2000 году, когда KFC зашли на российский рынок, они купили Rostic’s и на базе его точек открыли свои. «КП» стало достоверно известно, что меню ресторанов будет максимально сохранено, рецептура не поменяется. Будут также сохранены все рабочие места.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Российский OBI в третий раз за год сменил собственника

Мы выяснили, кому теперь принадлежат 27 гипермаркетов.

Напомним, после начала спецоперации и объявления первого пакета антироссийских санкций немецкие владельцы сети гипермаркетов строительных и хозяйственных товаров OBI закрыли свои магазины в нашей стране. Это 27 гипермаркетов в 15 регионах. Но российское руководство отказалось подчиняться воле собственников и спустя несколько недель после закрытия магазины были открыты. Тогда немцы заблокировали все IT-системы, чтобы парализовать работу всех предприятий. Однако выход был найден быстро. На все устройства учета – складские, кассовые и т.д. – было поставлено российское программное обеспечение. 11 апреля сеть снова была готова принять покупателей.

Через день ситуация вновь изменилась. Немецкий холдинг продал всю российскую сеть учредителям ООО «Группа инвестиционно-строительных компаний МАХ» Йозефу Лиокумовичу (доля 60%) и Илье Колобкову (40%). Сумма сделки смехотворная - 600 рублей (хотя еще в 2020 году сеть оценивалась в €100 млн).

Новые владельцы заявили об амбициозных планах. Прежде всего, ребрендинг. Среди вариантов были – HOBI, OBBI. Далее вывод убыточных магазинов (а по данным «СПАРК-Интерфакса», в 2021 году у российской сети был минус в почти 2,5 млрд рублей) на новый уровень. В интервью СМИ Лиокумович рассказал об открытии новых экономически здоровых магазинов, развитии онлайн-торговли, поддержке контактов с российскими производителями и смене кадров.

Казалось бы, все будет только лучше. Но в октябре прозвучала неожиданная новость – OBI сменил владельца. Им стала компания «Лесоперерабатывающий комбинат Бокситогорский» с долей в 90%, оставшиеся 10% за Межрегиональной общественной организации по содействию защите прав предпринимателей «Центр по противодействию коррупции».

В базе данных Rusprofile есть информация, что комбинат был образован в марте 2022 года с уставным капиталом 10 тысяч рублей. генеральным директором назначен Юрий Алымов. А основной вид деятельности созданного предприятия – лесозаготовки. Сам Алымов ранее владел другими предприятиями, ныне ликвидированными. Но все они были далеки от лесного хозяйства – реклама, бухучет, ремонт машин, торговля. К тому же не приносили прибыли. К OBI он, судя по той же Rusprofile, никакого отношения не имел. В прессе прошли сообщения, что российские магазины OBI попали под рейдерский захват. Как стало известно «КП» от достоверного источника, знакомого Йозефа Лиокумовича, те самые сообщения недалеки от истины. Но официальных подтверждений тому нет.

Вообще в этой истории больше вопросов, чем ответов. Вот очередная загадка. С 30 декабря 2022 года «Бокситогорский комбинат» и антикоррупционный центр больше не имеют отношения к многострадальной российской сети OBI. С этого дня у нее другие учредители. На сервисе Федеральной налоговой службы «Прозрачный бизнес» появилась информация, что теперь владельцами с уставным капиталом в 321,3 млн рублей являются ООО «Модуль-2» (доля 90%) и чеченский бизнесмен Валид Корчагин (доля 10%). Известно, что основная задекларированная деятельность «Модуль-2» - аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Предприятие было зарегистрировано в 2004 году. Кроме того, в активе Корчагина доля (21%) ООО «Арена» - нового владельца бывшей сети Starbucks – ныне Stars Coffee.

С 12 января 2023 года в российской OBI назначен новый директор Магомедбашир Нурмагомедов. Он возглавляет четыре организации – ООО «Сделай своими руками», ООО «Сделай своими руками – Казань», ООО «Сделай своими руками Северо-Запад», ООО «ОБИ ФЦ».

Юрист, управляющий партнер международной юридической компании «Кассин и Партнеры» Олег Кассин рассказал kp.ru, что за всеми подобными действиями по смене владельцев, как правило, стоит лишь одно – попытка договориться. Это нормально для больших корпораций.

- С учетом своего опыта я могу только предполагать, почему происходит такая ситуация, - говорит Олег Кассин. – На мой взгляд, проблема в собственниках и их российских партнерах, которые пытаются стать собственниками или увеличить свою долю в предприятии. Разумеется, светиться никто не хочет. Деньги любят тишину, тем более большие деньги. Вот и идет «тихий» торг за доли в прибыли предприятия. Тут два краеугольных камня - без российских партнеров предприятие в стране работать не будет, но владельцы сети – немецкие бизнесмены, которым совершенно невыгодно отпускать ситуацию на самотек. Вот стороны и пытаются договориться. В ход идут переговоры, арбитраж и т.д., но от публики это скрывается. У предприятия есть репутация на рынке и выносить сор из избы никто не хочет.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Никита Кричевский: Нашу нацию санкциями не перешибить. У нас генетическое умение обходить запреты (подробнее)