Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды30 декабря 2023 0:00

Эльдар Рязанов пригрозил Евстигнееву и Буркову жалобой в театр из-за пьянства на съемках

55 лет назад, 30 декабря 1968 года, на экраны вышла кинокомедия «Зигзаг удачи»
Фильм завоевал любовь зрителей и сразу попала в разряд народного кино

Фильм завоевал любовь зрителей и сразу попала в разряд народного кино

Историю, которая дала толчок сюжету фильма, рассказал режиссеру Эльдару Рязанову и драматургу Эмилю Брагинскому их приятель. Один сборщик членских взносов регулярно занимал деньги у профсоюзной кассы. На эти деньги он покупал облигации трехпроцентного займа. Если облигация не выигрывала, он её продавал, а деньги возвращал в кассу. Если облигация выигрывала, он брал выигрыш себе, опять-таки возвращая потраченные профсоюзные деньги. И все было шито-крыто.

Рязанов и Брагинский, как соавторы, сначала написали повесть «Зигзаг удачи», которую опубликовал журнал «Наш современник». И потом переработали свою повесть в киносценарий. Стоит напомнить: творческий тандем Рязанов-Брагинский состоялся во время работы над картиной «Берегись автомобиля», вышедшей на экраны в 1966 году. Эта трагикомедия получилась очень успешной, от соавторов ждали продолжения, желательно такого же комедийного и с тем же составом актёров. Вот почему в главной роли в «Зигзаге удачи» Рязанов первоначально собирался снимать Иннокентия Смоктуновского – Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля».

Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Будущая картина с рабочим названием «Кривая счастья» была легко принята худсоветом киностудии «Мосфильм», не было никаких идеологических барьеров, поскольку в основе заявки была уже опубликованная повесть. По сюжету главный герой, фотограф Владимир Орешников позаимствовал деньги из кассы взаимопомощи фотоателье «Современник» и

купил на них облигацию, на которую выпал выигрыш в 10 тысяч рублей. Для понимания «масштаба бедствия»: в то время автомобиль ГАЗ-21 «Волга» стоил 5 600 руб.. То есть выигрыш равнялся почти двум автомобилям.

Эмиль Брагинский

Эмиль Брагинский

Фото: фотохроника ТАСС.

Казус заключался в том, что облигация приобретена на членские взносы всего коллектива фотоателье. И кому в этом случае принадлежит выигрыш - вопрос спорный. Всем пайщикам или только одному счастливому обладателю облигации? Эта дилемма становится пружиной драматических и комедийных событий.

«Давно известно, что деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его еще больше», - говорит закадровый голос Зиновия Гердта, комментирующего фильм.

Как уже было сказано, главного героя соавторы писали «под Иннокентия Смоктуновского», однако тот не смог сниматься из-за болезни. На главную роль пробовались Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Сергей Шакуров, в их типаже было что-то пройдошисто-авантюрное. Но потом Рязанов и Брагинский решили: если уж будущий фильм в некотором смысле продолжение истории Юрия Деточкина, пускай главный герой будет не предприимчивым авантюристом, а удачливым, но честным человеком. И Рязанов неожиданно предложил его сыграть Евгению Леонову, которого первоначально видел в образе директора фотоателье (эту роль в фильме сыграл Алексей Грибов). Леонова не утверждал худсовет студии, полагая, что на главную роль нужен актер с более выразительной, яркой внешностью. Однако режиссер разными хитростями сумел настоять на своем.

55 лет назад, 30 декабря 1968 года, на экраны вышла кинокомедия «Зигзаг удачи»

55 лет назад, 30 декабря 1968 года, на экраны вышла кинокомедия «Зигзаг удачи»

На роль директора автобазы пригласили Евгения Евстигнеева. Ещё со времен «Гусарской баллады» Эльдар Рязанов собирался снять в своем фильме Алису Фрейндлих, которую обожал как актрису. Он её почти утвердил в «Балладу» на роль Шурочки Азаровой, но в последний момент сам же выбрал никому не известную студентку ГИТИСа Ларису Голубкину, для которой эта роль стала первой в кино. В Голубкиной была угловатость совсем юной девушки, что и требовалось по фильму. А Фрейндлих уже (как любит говорить тренер Татьяна Тарасова) оформилась в молодую женщину. Тогда Рязанов по-джентльменски пообещал Фрейндлих снять её в своих следующих картинах. И слово сдержал.

В «Зигзаге удачи» Рязанов и Брагинский писали роль председателя месткома Алевтины «под Фрейндлих». Однако к началу производства картины выяснилось, что актриса ждет ребенка (картину снимали в январе—феврале 1968 года, а в марте у Алисы Бруновны родилась дочь). На роль Алевтины взяли Валентину Талызину. На роль ретушёра Пети - малоизвестного ещё Георгия Буркова, который, по словам режиссера, представлял собой «идеальное лицо спившегося русского интеллигента». В «Зигзаге удачи» и Талызина, и Бурков сыграли свои первые большие роли в кино.

На роль ретушёра Пети взяли малоизвестного ещё Георгия Буркова

На роль ретушёра Пети взяли малоизвестного ещё Георгия Буркова

Фото: кадр из фильма

В первый съёмочный день снимали сцену «смотрин» дома у Алевтины. Талызина, получившая большую роль в картине именитого режиссёра, очень волновалась, у неё дрожал голос. Тогда Евгений Евстигнеев, который играл её жениха Калачёва, предложил ей выпить в перерыве. Так был найден общий язык.

Очень тяжело проходили уличные сцены. На улице температура – -20 градусов, а ждать потепления нельзя. Зима подходила к концу. Поэтому съёмочные смены продолжались по 12 часов в день. Актеры согревались, как уже было сказано, проверенным способом, то есть спиртным, с чем безуспешно боролся Рязанов. Однажды после напряжённого дня выяснилось, что единственный удачный дубль был снят участниками эпизода в нетрезвом виде. После этого Рязанов рассорился с артистами, пригрозив им написать жалобы в театры.

После выхода на экраны «Зигзага удачи» критика положительно оценила социальную важность сюжета, иронический взгляд режиссера на погоню за материальными ценностями. «Советский экран» отметил, что картина оказалась по-настоящему смешной, литературная основа и диалоги с «зощенковским» звучанием. Однако некоторые критики обвиняли фильм Рязанова в примитивности, «водевильности» сюжета, уходе от реальности под прикрытием комедии положений.

Сам же режиссер считал «Зигзаг удачи» наиболее сатирическим из своих фильмов. Эта картина «отняла много сил и оставила рубец на душе». Как бы то ни было, фильм завоевал любовь зрителей и сразу попала в разряд народного кино.

С «Зигзага удачи» началось многолетнее сотрудничество Эльдара Рязанова с Валентиной Талызиной и Георгием Бурковым. Но только в этой картине режиссер доверил им главные роли, в дальнейшем им доставались эпизоды. Оба актёра после выхода картины стали популярными, но в довольно узком амплуа. Для Буркова – это балагур и пьяница, для Талызиной – некрасивая женщина трудной судьбы.

Фильм сняли меньше, чем за два месяца: январь—февраль 1968 года. Съемки проходили в Москве. Уже в конце года, 30 декабря, картина вышла на экраны.