Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Экономика
Эксклюзив kp.rukp.ru
15 января 2024 16:35

Подорожает ли пиво из-за обязательной маркировки: Как изменятся цены после 15 января

Эксперт Дробиз: эта мера принесет казне 30 млрд рублей в год
Рынок пива в России огромен - в год производится порядка 8 миллиардов литров этого слабоалкогольного напитка.

Рынок пива в России огромен - в год производится порядка 8 миллиардов литров этого слабоалкогольного напитка.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Теперь все пиво будет не только пенным, но и… марочным! Нет, речь не о сорте любимого напитка, а о его обязательной маркировке «Честный знак» независимо от вида упаковки. В прошлом году специальные коды начали наносить на пиво в кегах (разливное) и в стеклянной и пластиковой таре. С 15 января 2024 года пришел черед алюминиевых банок. К слову, маркироваться будет не только пиво, но и другие напитки – например, медовуха и сидр.

- В этом этапе участвует 165 производителей – все заблаговременно начали готовиться к нововведениям и подходят к очередной дате обязательных требований в высокой готовности, – рассказал Кирилл Волков, руководитель управления подакцизных товарных групп Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) – именно эта организация является оператором государственной системы маркировки «Честный знак».

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

- В стране рынок пива огромен – 8 млрд литров производится в год, это 80% всего объема алкоголя, - отметил руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. – Сейчас у нас маркируется все виды спиртного, кроме пива. Поэтому есть мнение, что 1 млрд литров пива идет, как говорится, мимо кассы. Дабы исключить этот момент было предложено ввести маркировку. По некоторым подсчетам, она должна дать для госбюджета до 30 млрд рублей в год дополнительно в виде акциза.

Возникает вопрос, почему маркировку алюминиевых банок не ввели вместе с пластиковыми? Быстрее бы нелегальный поток пресекли и больше акцизных доходов получили.

- Розлив в алюминиевые банки происходит на очень высоких скоростях, на некоторых линиях до 80 тысяч единиц в час, - объясняет руководитель рабочей группы экспертного совета Росалкогольрегулирования по пивоваренной и слабоалкогольной продукции, член правления «Опоры России» Игорь Хавский. – Поэтому пришлось долго искать техническое решения для их маркировки. Сейчас они найдены, но насколько они будут эффективны, мы увидим в ближайшие 2-3 месяца.

Сейчас в России маркируются все виды спиртного, кроме пива.

Сейчас в России маркируются все виды спиртного, кроме пива.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

КАК ЭТО ОТРАЗИТСЯ НА ЦЕНЕ?

- Разумеется, пиво подорожает, - уверен Игорь Хавский. – Во-первых, нужно будет купить сам знак – 50 копеек. Во-вторых, стикер, если знак будут наносить на него и приклеивать (это на небольших производствах). На высоких скоростях маркировать будут сами банки. В-третьих, стоимость оборудования тоже включат в себестоимость напитка. На него пивоварами, кстати, потрачены миллиарды рублей. В целом, банка пива, по моим подсчетам, может подорожать на 1,5-2 рубля.

В Центре развития перспективных технологий – оператор государственной системы маркировки «Честный знак» отметили, что влияния маркировки на цены пива и слабоалкогольных напитков не будет – это следует из опыта внедрения маркировки во всех товарных группах. Нигде роста цен не фиксировалось. Маркировка, наоборот, приведет к обелению рынков, что освободит новые ниши для честных участников оборота. В категории пива нелегальная продукция занимает почти 16,6% рынка, а влияние маркировки на единицу продукции оценивается в 14 копеек без учета стоимости кода маркировки по оценкам НИУ ВШЭ. Таким образом, в перспективе 6 лет вклад маркировки в рост цены на пиво составит не более 0,43%, то есть близок к нулю.

МАГАЗИНЫ ТОЖЕ В ДЕЛЕ

Кроме того, отныне маркировка стала обязательной для продаж пива на розлив.

- С этой даты розничные магазины и другие предприятия, которые продают пиво и слабоалкогольные напитки в розлив из кег, должны передавать в систему маркировки данные об их подключении к оборудованию для розлива и продажах с помощью контрольно-кассовой техники, - сообщают в ЦРПТ.

Что это значит - объясним на кегах. Допустим, в магазин привезли 50-литровую кегу пива. И продавец подключил ее к крану. Об этом он не позднее следующего рабочего дня сообщает в «Честный знак»: мол, такого-то числа произошло подключение. Далее он продает из этой кеги пиво. Проводя продажу через кассу, продавец передает в том числе и информацию, что продал конкретный объем пива из той самой кеги.

- Это необходимо, чтобы регулятор полностью контролировал весь цикл – от производства (где кега маркируется) до конечных продаж, дабы исключить нелегальный поток, - объяснили в «Честном знаке». - Также с 15 января маркировка обязательно должна наносится производителями и импортерами на пиво и слабоалкогольные напитки в алюминиевой банке и других типах потребительской упаковки, за исключением стекла и пластика.

По данным ЦРПТ, в государственной системе маркировки уже зарегистрировались более 54,5 тысяч розничных участников оборота, которые в том числе продают пиво на разлив. Благодаря этому Росстат фиксировал прирост легального производства пива и слабоалкогольных напитков почти на 21%.

СПРАВКА «КП»

Система «Честный знак» внедрена в России с 2019 года для противодействия незаконному обороту товаров. Она охватывает молочную продукцию, бутилированную воду, безалкогольные напитки, табак, пиво, обувь, товары легкой промышленности, шубы, шины, духи, фотоаппараты, медицинские изделия, кресла-коляски, антисептики, БАДы и лекарства. Также в настоящее время проходят эксперименты по маркировке икры, растительных масел, кормов для животных, детских товаров, технических средств реабилитации, титановой металлопродукции, оптоволоконной и радиоэлектронной продукции, косметики и бытовой химии.