Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Экономика
Эксклюзив kp.rukp.ru
24 января 2024 14:15

Прилетит бумерангом: почему Евросоюз не решится на конфискацию российских резервов

Экономист Остапкович: ЕС не изымет активы РФ, а заберет дивиденды и проценты
Европейский Союз, США, Япония и Канада заморозили активы российского Центрального банка на сумму около 300 миллиардов долларов еще в 2022 году.

Европейский Союз, США, Япония и Канада заморозили активы российского Центрального банка на сумму около 300 миллиардов долларов еще в 2022 году.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ

Европейский Союз, США, Япония и Канада заморозили активы российского Центрального банка на сумму около 300 миллиардов долларов еще в 2022 году. На тот момент это составляло примерно половину всех золотовалютных резервов России. Заморозка означала, что наша страна не может распоряжаться собственными деньгами, но об их изъятии речь не шла. Однако по мере развития украинского конфликта все чаще звучат голоса, которые призывают перестать стесняться и направить российские деньги на поддержку Украины. «Большая семерка», например, планирует обсудить эту меру на встрече в феврале.

Стоит ли говорить, что никакими существующими правовыми нормами этот шаг подкреплен быть не может. И, похоже, такой сценарий становится все менее вероятным. По крайней мере, в той части российских резервов, которые хранятся в Европе, - это две трети от всех замороженных средств (около 200 млрд долларов). Причем 190 млрд долларов из этих 200 млрд сосредоточено в бельгийском депозитарии Euroclear.

- Конфискации капитала российских активов не произойдет. Между странами-членами ЕС нет соглашения по этому поводу, - сообщают источники агентства из числа высокопоставленных еврочиновников.

РИСКИ ОЧЕВИДНЫ

Это и неудивительно, потому что такая мера может быть опасна для самой Европы.

Во-первых, если России удастся выиграть международные суды из-за изъятия ее активов (а шансы на это высоки), то странам ЕС нужно будет где-то снова искать миллиарды, чтобы вернуть их законному владельцу. «Представьте, если мы политически решим дать миллиарды Украине. И через шесть месяцев у нас будет судебное решение, в котором говорится, что мы не имеем права отдавать их им. Кто тогда будет платить?», - прокомментировал агентству «Рейтер» министр иностранных дел Люксембурга Ксавье Беттель.

Во-вторых, решение об изъятии может ударить по евровалюте. Ведь инвесторы могут выйти из активов в евро, опасаясь, что однажды их деньги тоже могут быть конфискованы.

Ну и в-третьих, Москва пообещала в ответ конфисковать западные активы в России. Сейчас они также заморожены. Это деньги инвесторов и компаний из недружественных государств на те же $300 млрд, заблокированные в ответ на санкции в отношении резервов российского Центробанка. Немалую долю составляют активы той самой бельгийской Euroclear. В случае, если они будут конфискованы Москвой, последствия могут печальными для финансовой системы всей Европы.

- Euroclear управляет триллионами, и ее банкротство будет намного больше, чем бюджет ЕС. Мы должны сбалансировать риск и прибыль, - цитирует «Рейтер» министра финансов Бельгии Винсента ван Петегема.

Наиболее вероятный сценарий сегодня – будет попытка изъять не сами российские активы, а прибыль, полученную от их размещения. По оценкам чиновников, это может принести 15-17 миллиардов евро в течение ближайших четырех лет.

Впрочем, на любые недружественные действия Россия может дать зеркальный ответ.

- У нас тоже достаточно активов, которые здесь заморожены, - сказал министр финансов России Антон Силуанов в эфире канала «Россия 24». - Цифры немаленькие, доходы от использования этих средств существенные и также могут быть использованы, если будет принято решение недружественных наших партнёров.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

- Механизма правового изъятия российских резервов в пользу Украины в Европе не найдут, юридически здесь нет никаких перспектив, - уверен Директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. – Больше всего ратуют за такое изъятие США. При этом там наших активов почти нет. Основные средства лежат в Бельгии, в Euroclear. И если на бельгийцев начнут давить, мол, отдайте деньги России, то логичный вопрос: на каком основании? Ведь это резервы Центрального банка России, который не может отвечать за действия российских властей в целом. Заморозить средства на время – да, такой механизм предусмотрен. А конфисковать – нет, это невиданная ситуация. Но вот изъять дивиденды и проценты, которые Россия могла бы получать за размещение своих активов, - это гарантированно они сделают. Ведь тут ситуация такая: корова (то есть активы) - наши, а молоко (дивиденды) – их. То есть, по логике европейских банкиров, они могут эту прибыль нам отдать, а могут и не отдать. Речь идет примерно о 3-4 млрд долларов в год. Вот их Россия может лишиться. А судьба самих активов, думаю, будет решать после подписания мирного договора.