Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Экономика29 января 2024 16:15

«Высшая степень интеграции»: Будет ли у России и Беларуси единая валюта

Антон Силуанов: Единая валюта для РФ и Белоруссии – высшая степень интеграции

Фото: Shutterstock

Сколько существует Союзное государство России и Беларуси, столько лет и идет разговор о создании единой валюты — объединенного рубля.

- В договоре 1999 года такая опция есть, как цель она обозначена. Думаю, это выгодно. Да и людям будет удобнее. Но это высшая степень интеграции, до этого решения нужно еще дойти с точки зрения интеграции наших экономик, регулирования, - заявил «Лайфу» в понедельник глава Минфина Антон Силуанов. И тем самым снова поднял эту тему.

Глава Минфина РФ Антон Силуанов.

Глава Минфина РФ Антон Силуанов.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В целом интеграция у России и Беларуси уже довольно сильная. Во-первых, фактически нет границ для перемещения людей и товаров. Во-вторых, Банк России и Нацбанк Беларуси много лет координируют действия. Белорусские коллеги учатся у российских и стараются применять те же модели. В-третьих, действуют более-менее похожие налоговые системы.

Тем не менее, до создания единой валюты дело пока не дошло. В апреле прошлого года вице-премьер России Алексей Оверчук заявил, что «вопрос о создании единой валюты пока не стоит», так как для этого должны «вызреть условия». Такое же мнение в мае прошлого года высказал президент Беларуси Александр Лукашенко, который сказал, что это «процесс непростой».

Заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук.

Заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук.

Фото: Иван МАКЕЕВ

Отсутствие спешки можно понять. Единая валюта только выглядит красиво и символично. Но ее введение связано с множеством трудностей. В частности, теряется возможность управлять валютным курсом. А это время от времени нужно, чтобы реагировать на разные внешние шоки.

Как пример - печальный опыт Европы. Долговые проблемы Греции, Испании и Португалии можно было бы легко решить девальвацией местных валют, но сделать это нельзя, потому что они находятся в зоне евро. И такие решения принимать не могут. Более сильные государства ЕС — например, Германия и Франция — уже тоже не рады. Ведь они вынуждены много лет спонсировать южные регионы еврозоны, чтобы те не обанкротились.

Другими словами, единая валюта - это как войти в бизнес с партнером. Когда все хорошо, все радуются и делят прибыль. В периоды роста единая валюта действительно помогает развитию стран, снимает ненужные барьеры. Но, как только начинаются проблемы, единая валюта удваивает проблемы. Партнеры начинают ругаться, вспоминать старые обиды и тянуть одеяло на себя.

Понятно, почему высшие чиновники двух стран не спешат с валютной интеграцией. Во-первых, в нынешних геополитических условиях точно не до этого. Такие реформы надо проводить в спокойные времена. Во-вторых, даже в этом случае двигаться нужно аккуратно и постепенно. Чтобы плюсов от введения единой валюты было больше, чем минусов.