Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-11°
Boom metrics
Экономика26 сентября 2023 13:00

Эксперимент по маркировке никак не скажется на стоимости растительного масла

Новость оказалась фейком: оборудование для эксперимента и коды компании получат бесплатно
Россиян пугают подорожанием растительного масла.

Россиян пугают подорожанием растительного масла.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Россиян пугают подорожанием растительного масла. Предполагаемая причина — эксперимент по маркировке этой продукции. Он планируется с 1 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года.

Эксперимент коснется подсолнечного, оливкового, рапсового и прочих масел, а также маргарина. И якобы из-за миллиардных затрат на маркировку производителям этих масел придется поднять отпускные цены.

«КП» проверила информацию. Это было сделано в рамках совместного проекта с «Лапша Медиа», направленного на разоблачение недостоверной информации.

Вот что нам сообщили в пресс-службе государственной системы маркировки «Честный знак».

-Центр развития перспективных технологий, оператор государственной системы маркировки «Честный знак», опроверг возможность роста цен на растительные масла из-за планируемого государством эксперимента по маркировке такой продукции, - рассказал руководитель пресс-службы «Честного знака» Николай Маркин. - Сейчас планируется добровольный эксперимент, в рамках которого коды и оборудование производителям будут предоставляться бесплатно. Это не может повлиять и не повлияет на себестоимость растительных масел. После введения обязательной маркировки роста цен также не будет: ни в одной маркируемой товарной группе маркировка к нему не привела. Более того, согласно данным исследований, стоимость маркируемых товаров растет медленнее, чем у другой продукции, то есть маркировка становится фактором сдерживания цен.

Говоря проще, эксперимент по маркировке растительного масла никак не может поспособствовать росту цен, поскольку все необходимое его добровольным участникам — производителям, импортерам, оптовикам, торговым сетям - выдадут бесплатно.

Напомним, что одна из целей маркировки — борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией. По данным Высшей школы экономики, с растительными маслами эта проблема действительно существует. В 2020 году доля контрафакта и фальсификата в растительных маслах составляла чуть более 8%, в 2022 году — уже превысила 18%. Характерный случай — когда более дорогие масла разбавляют более дешевыми, но продают под видом дорогих. Выросло, в частности, в связи с его удорожанием (но отнюдь не из-за маркировки, а из-за усложнившейся логистики) количество подделок оливкового масла.