Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика30 января 2024 11:00

Пунктов выдачи интернет-заказов станет меньше: В России могут запретить популярным маркетплейсам открывать новые точки

Зампред ГД Лисовский: Торговые площадки должны учитывать интересы потребителей
Торговые площадки должны учитывать интересы потребителей

Торговые площадки должны учитывать интересы потребителей

Фото: Shutterstock

Помните - раньше, чтобы купить понравившуюся вещь, иной раз нужно было ехать в магазин на другой конец города. Развитие интернет-торговли максимально упростило процесс покупки — взял в руки смартфон, нашел нужный товар и заказал его в ближайший к дому или офису пункт выдачи заказов (ПВЗ) одного из маркетплейсов — благо, их сейчас много, торговые интернет площадки растут как грибы после дождя.

Однако пунктов выдачи заказов в ближайшее время, похоже, может поубавить. В Совете Федерации разработан законопроект, который ограничит возможность открывать новые ПВЗ тем маркетплейсам, доля которых в онлайн-продажах за предыдущий год превышает 25%. Аналогичные ограничения, оказывается, действуют сейчас для продуктовых сетей. Тем из них, которые имеют долю от 25% в товарообороте региона, города, муниципального района или округа, также запрещено покупать или арендовать новые торговые площадки (правда, с июня 2022 года это ограничение временно не действует).

Один из авторов инициативы председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов считает, что поскольку маркетплейсы не ограничены в открытии новых пунктов выдачи, это дает им конкурентные преимущества в борьбе за покупателей.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) с инициативой Совета Федерации не согласны.

- Пункты выдачи заказов не являются торговыми объектами, потому что там не ведется продажа товаров, отсутствует не только товарная выкладка, но и в принципе торговый зал, — напоминает президент АКИТ Артем Соколов. - ПВЗ – часть логистической инфраструктуры, которая задействована для выдачи товара потребителям.

Артем Соколов рассказал «КП», что в регионах, где компании интернет-торговли открывают распределительные центры, начинает более активно развиваться местный бизнес. А из всех существующих в стране ПВЗ больше половины — это именно партнерские пункты, открытые местными предпринимателями. И это выгодно местному бизнесу, который торгует на площадке, поскольку логистика для таких предпринимателей становится дешевле.

- Вряд ли законодатель ставит своей целью ограничить возможность региональным жителям открывать свой собственный бизнес в партнерстве с маркетплейсами, но пока инициатива звучит именно так, — отмечает эксперт.

- Ограничивать монополию в сфере интернет-торговли, безусловно, нужно, — рассказал «Комсомольской правде» заместитель председателя комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский. - Любая монополизация ведет к тому, что рано или поздно монополист начинает диктовать свои условия, и это бьет по интересам как потребителей, так и партнеров, торгующих на этих площадках. Ведь иной раз создаются такие условия, что производители вынуждены продавать свой товар ниже его себестоимости. Примерно такая ситуация была лет 20 назад с торговыми сетями, которые навязывали свои условия партнерам, пользуясь особым положением на рынке. Позиция у них была такая: если, мол, что-то не нравится — можете с нами не сотрудничать. Но это неправильно, торговые площадки должны вести себя ответственно, учитывать интересы и потребителей, и партнеров.

- Что касается конкретно этого предложения ограничить открытие ПВЗ маркетплейсам с большой долей на рынке — здесь непонятно, какую методику применять для расчета? - продолжает Сергей Лисовский. - Как понять, какая именно доля у конкретного маркетплейса в этом районе или городе? Но в любом случае хорошо, что началось это движение, что законодателям приходит осознание того, что с монополией в сфере интернет-торговли надо бороться. В Госдуме сейчас работает несколько групп, чтобы отрегулировать законодательство в отношении маркетплейсов. И до конца 2024 года мы это сделаем.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

За год ремонт автомобилей в России подорожал на 23% (подробнее)