Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Экономика30 января 2024 13:52

IT-Каникулы: Центральный университет провел буткемп для талантливых ребят со всей России

Вместо традиционного Дня открытых дверей Центральный университет организовал пятидневный выездной интенсив для старшеклассников

Пять дней, 46 старшеклассников из 10 регионов России, полное погружение в создание стартапов: от идеи до продажи проекта инвесторам и его реализации. Так в Подмосковье с 24 по 28 января Центральный университет провел IT-буткемп.

Центральный университет — первый STEM-вуз в России — создан при поддержке крупнейших компаний: Тинькофф, VK, МТС и др. Обучение в нем заточено на то, чтоб выпускать не просто айтишников, а специалистов, которые понимают, как работают бизнес-процессы, каким образом взаимодействовать с инвесторами и что нужно, чтобы создать свой собственный IT-продукт, продвигать его на рынке и зарабатывать с его помощью деньги.

Поэтому и для работы с будущими студентами выбран формат буткемпа, а не дня открытых дверей: вместо того, чтобы рассказывать школьникам, что их ждет в вузе, им дали возможность буквально окунуться с головой в то, с чем им предстоит работать. Ребята прочувствовали, что нужно не только уметь писать код, но и работать в команде, находить общий язык с совершенно разными людьми, ярко презентовать проект, уметь быстро реагировать на внештатные ситуации и многое другое.

ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ НА ПРАКТИКЕ

Как все это выглядело в жизни? Фактически как ускоренный путь создания продукта с нуля.

- У нас сегодня будет 10 IT-бюро, во главе каждого будет стоять фаундер (или основатель. Прим.автора), который может набрать свою команду из бизнес-аналитиков, архитекторов и дизайнеров, эти роли распределятся между вами. Фаундера выберем случайным образом из тех, кто хочет им быть, он получит игровую валюту, которую можно потратить на что угодно. Можете нанять команду мечты, а можете делать все сами, формируйте бюджет, покупайте все необходимое, - ведущий одного из мастер-классов задал ребятам нелегкую задачку. Поломав головы, некоторые пошли заявлять себя на роль фаундера, другие предпочли остаться «в найме».

Позже ведущий объяснит корреспонденту kp.ru суть мастер-класса: ребята должны создать свой проект, стартап, компанию, которая выйдет на рынок. Вечером ее нужно будет презентовать инвесторам (их роль сыграют организаторы), самый успешный проект получит «деньги», его создателям даже подарят большой «чек», чтобы ребята прочувствовали всю важность момента.

ЭКСПЕРТЫ В ПОМОЩЬ

Как презентовать проект так, чтобы на него точно дали денег, ребятам тоже рассказали. Сделал это Михаил Хомич - управляющий директор ВЭБа по международному развитию, директор по специальным проектам АСИ, доцент экономического факультета МГУ:

- Сперва вам нужно обозначить проблему - ярко, понятно, драматично. Потом вам надо либо обрисовать масштаб проблемы (чем больше масштаб, тем больше возможных покупателей), либо затронуть инвестора за живое: так приложение для аэрофобов в свое время презентовали Иванке Трамп, которая боится летать. Понимаете суть? А уж если у вас есть прототип продукта, который можно подержать в руках, или вы вложили в него собственные деньги, то это сразу повышает к вам уровень доверия. И еще. Всегда будьте готовы к неожиданностям: вместо 10 минут вам могут дать на выступление всего минуту. Поэтому заранее придумайте фразу, которая быстро объяснит, кто вы, и в чем изюминка вашего проекта. Скажем, «Компания выпустила духи с запахом Чебурашки» - и все, мимо вас уже не пройдут! – делился секретами Михаил Хомич.

А можно ли на каком-то этапе развития компании выйти не только на российский, а еще и на международный рынок? Не можно, а нужно! У участников IT-буткемпа была уникальная возможность не только послушать выступление, но и задать вопросы директору центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илье Иванинскому. А он известен своими эффективными и эффектными решениями в сфере стратегического консалтинга: трансформацией бизнеса, оздоровлением предприятий, внедрением инноваций, в его «копилке» - работа с крупнейшими банками и операторами телекоммуникаций. Этот человек понимает, что такое успешная финансовая стратегия и может научить этому других. За такие мастер-классы и лекции многие бизнесмены готовы были бы дорого заплатить. Участники буткемпа попали на них бесплатно.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

- Очень классно, что все мастер-классы, которые проводит Центральный университет, максимально приближены к реальным ситуациям, с которыми мы будем сталкиваться при работе, - Дмитрий Ступников, Кирилл Фисун и Максим Машталер - 11-классники, свое будущее видят как раз на стыке IT и предпринимательства. Поэтому они буквально впитывают все то новое, необычное и полезное, что удается получить на буткемпе.

Ребята наперебой рассказывают про квест, в котором участникам нужно было не просто быстро познакомиться между собой, выявить лучшие качества членов команды, создать какой-то продукт, но и собрать для этого… кучу подписей! Организаторы очень реалистично сыграли свои роли: менеджер постоянно отправлял всех к вышестоящему руководству, а архитектор отказывался ставить подпись до того, как кто-то из службы безопасности или других отделов не разделит с ним ответственность за одобрение проекта. В общем, все, как в жизни.

- Самое главное, чему я научился на мастер-классах и программах Центрального университета – это рефлексия, - признался Максим Машталер. - Из каждого мастер-класса можно почерпнуть что-то ценное: скилы, навыки, «фишки», которые могут пригодиться в дальнейшем.

ПОЛЬЗА, КАК НИ КРУТИ

Зачем все это? Кроме собственно знаний и навыков, которые ребята приобретают во время IT-буткемпа, они могли увеличить размеры своих грантов на обучение в Центральном университете. Для талантливых школьников вуз вместе с компаниями-партнерами выделяет гранты в 25%, 50% и 70%. А 50 лучших абитуриентов получают возможность учиться бесплатно. Отбор на гранты проводится каждый месяц, а потому получить предложение о поступлении со скидкой возможно еще до получения результатов ЕГЭ. Кроме скидок на обучение в виде гранта самые перспективные из них могут получить приглашение на работу в компаниях-партнерах – Тинькофф, VK, МТС.

- В Центральном университете, в отличие от остальных вузов, есть как раз эта многослойность, многозадачность. Тебя учат как софт-навыкам, так и хард-навыкам, и как их комбинировать. Можно выбирать направление и идти к своей цели. Более того: цели студента - всегда важны, во многом обучение заточено на их обучение, - обсуждают между собой ребята на буткемпе. И, конечно, говорят о собственном видении будущего.

- Я думаю, что программисты будут ценны всегда, пусть даже придет искусственный интеллект, - считает Кирилл Фисун. - При этом все же программирование – это навык, который нужно развивать постоянно. Но в какой-то момент ты уткнешься в потолок, и там уже нужны знания о том, как эффективно взаимодействовать с людьми. Однако без одного не будет второго, а без обоих навыков свою компанию никак не построить.

Эксперты, пообщавшись со вчерашними детьми, ныне – 11-классниками, будущими студентами и, вполне возможно, молодыми стартаперами, оценили их по достоинству:

- Я надеюсь, что они в итоге сделают много классных российских продуктов. Сейчас время для этого самое подходящее, - отметил Михаил Хомич. – А те ребята, которых я увидел, - очень умные, их вопросы уже сейчас глубже, чем у многих опытных предпринимателей. Конечно, у них будут неудачи, но я надеюсь, что они не свернут со своего пути.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

“Мы даем студентам всестороннюю подготовку”

Евгений Ивашкевич, ректор Центрального университета:

- Это первый наш опыт проведения подобных мероприятий. В будущем мы планируем регулярно повторить буткемп для ребят, которые получат гранты от Центрального университета и компаний-партнеров. В этот раз мы собрали учащихся 10-11 классов из 10 регионов России. Все они уже получили гранты на обучение в Центральном университете. На буткемпе мы сделали упор на развитие «мягких» навыков. Поскольку это был не один день, а пять, мы назвали это IT-каникулами и наполнили их интерактивами, проектной работой и общением с топовыми экспертами ИТ-индустрии. Каждый день был посвящен определенной теме, и задача спикера — усилить восприятие темы дня и поделиться релевантным опытом. Ребята же должны были научиться работать в команде, выполнять задания в ограниченное время, презентовать продукт эффектно, поэтому каждая активность здесь была не случайной. Участники буткемпа таким образом еще раз продемонстрировали свой потенциал, подготовились к тому формату обучения, который предусмотрен в Центральном университете. Мы помогаем школьникам делать упор не только на «харды», но и развивать свои социальные и лидерские навыки. Отбор и обучение в Центральном университете строятся на продуктовом подходе, а значит, готовят ребят к реальной работе в ИТ-компании или науке. Помимо академических знаний, сотрудникам крайне необходимо уметь взаимодействовать в разных ситуациях. Мы же даем всестороннюю подготовку ребятам с высоким потенциалом, которые помогут сделать адаптацию из школы в университет, а после — в работу, — мягкой и бесшовной.