Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-8°
Boom metrics
Экономика27 сентября 2023 12:15

Маркетплейсы начинают продавать автомобили: безопасно ли это для покупателя

Шапарин рассказал о сложностях покупки авто через маркетплейсы
Автомобили отображаются в специальном разделе. А процесс покупки будет таким же, как и с товарами других категорий

Автомобили отображаются в специальном разделе. А процесс покупки будет таким же, как и с товарами других категорий

Фото: Shutterstock

В России запускают онлайн-продажу автомобилей. На столь смелый эксперимент решился маркетплейс Ozon. Доставка их прямо на дом — или куда скажете — возможна уже с 1 октября.

Пока, правда, услуга будет доступна только в Москве и Подмосковье. А выбор не ахти какой — четыре модели «китайцев» CHERY: кроссоверы TIGGO 4 PRO, TIGGO 7 PRO MAX, TIGGO 8 PRO, TIGGO 8 PRO MAX и седан бизнес-класса ARRIZO 8. Но в дальнейшем и география, и ассортимент могут расшириться.

Схема же предлагается такая.

Автомобили отображаются в специальном разделе. А процесс покупки, как сообщает пресс-служба Ozon, будет таким же, как и с товарами других категорий. Выбираете товар, оплачиваете покупку банковской картой, привязанной к личному кабинету, и выбираете место и время доставки.

Дальше есть нюансы. «Доставщиком» в этом случае будет выступать менеджер дилерского центра CHERY. Он пригонит авто, подпишет с покупателем необходимые документы и передаст ключи. Электронный ПТС придет на e-mail. За дилером остается гарантийное и сервисное обслуживание — как при обычной покупке. Еще один нюанс — автомобили будут продаваться «по рекомендованной максимальной цене перепродажи производителя». В переводе на обычный язык — без навязывания всяких дополнительных услуг и дополнительного оборудования (во всяком случае, так предполагается). Ну и ставить на учет в ГИБДД машину надо самостоятельно.

Ozon уже делал попытку приобщиться к торговле автомобилями и даже запускал в 2020 году соответствующий раздел. Но тогда через маркетплейс можно было лишь забронировать машинку, а дальше — ехать в дилерский центр. Нынешняя схема предполагает, что дилер к тебе приедет сам.

Правда, возникает ряд вопросов. Не страшно ли вот так отдавать несколько миллионов рублей вперед, не видя свою будущую «ласточку» и под договор, который будет заключен позже?

- Пока в этой схеме могут быть проблемы юридического характера, - сообщил «КП» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - Собственником транспортного средства человек становится в момент подписания договора купли- продажи. Поэтому договор должен быть подписан в момент, когда человек перечисляет деньги, а уже там можно прописать, что автомобиль будет доставлен потом и на каких условиях — кто будет возможные проблемы с этим автомобилем во время доставки разрешать. И что будет, если он окажется, скажем, битым или с царапинами — а такое бывает.

По мнению Антона Шапарина, технически это проблемы решаемые. Например, если оформлять договор с использованием портала госуслуг - куда человек может в автоматическом режиме перейти с того же OZON. А при доставке машины подписывать акт приема-передачи, где покупатель укажет, что его полностью устраивает автомобиль.

- Но потребителям в России такая схема продажи действительно нужна, - добавляет Шапарин.- Поскольку уберегает от посредников, которые накручивают «допы» - заставляют покупать лишние страховки и все такое. При грамотной схеме онлайн-продажи дилер вообще не нужен, достаточно человека, уполномоченного привезти на место авто на эвакуаторе. Мы давно просим о такой схеме АвтоВАЗ — чтобы продавали автомобили через свой сайт. И надеемся, что постепенно она будет приниматься. Тем более, что новые автомобили, которые сейчас доступны в России, достаточно стандартизированные. Те же «китайцы» в основном отличаются друг от друга визуально, а не по ходовым качествам. Покупатель примерно представляет, что он собирается приобретать. А если ему это не нравится, особого выбора на рынке все равно нет.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

АвтоВАЗ и «Москвич» попали под санкции США: чем это грозит российскому автопрому (подробнее)