Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-8°
Boom metrics
Общество28 сентября 2023 10:54

Самокаты в большом городе: так ли страшен новый транспорт?

Электросамокаты стали неотъемлемой частью транспортной жизни города

Согласно статистике сервисов, около 80% поездок совершается по транспортному сценарию: горожане предпочитают использовать средства индивидуальной мобильности (СИМ) для коротких маршрутов, которые длятся около 10 минут. СИМ помогают избегать пробок, не ждать общественный транспорт и таким образом быстрее добираться до метро, работы, дома, университета или близлежащих точек досуга.

И хотя электросамокаты интегрированы в систему дорожного движения, многие опасаются ими пользоваться или относятся к ним с недоверием. Основные претензии возникают из-за поведения пользователей СИМ, которые подвергают риску себя и окружающих. Но действительно ли они создают хаос на улицах города? Разбираемся: что думают о самокатчиках, и что происходит на самом деле.

ПДД для самокатчиков — пустой звук?

Соблюдать правила — обязанность каждого самокатчика. С 1 марта 2023 года электросамокат приобрел статус средства индивидуальной мобильности, теперь управление им регулируется ПДД. Новые правки коснулись возраста пользователей электросамокатов, допустимой скорости и разрешенных для передвижения мест. За нарушения ПДД при вождении СИМ штрафуют.

То, что большинство самокатчиков все же соблюдает правила, подтверждает статистика — согласно отчету МВД, ДТП с участием электросамокатов происходит значительно меньше, чем с велосипедами. За первую половину 2023 года зарегистрировано 2151 ДТП с пострадавшими велосипедистами и только 1043 ДТП с участием СИМ, 70% из которых приходились преимущественно на частные электросамокаты с мощностью более 250 Вт.

Какие основные моменты должны знать те, кто встает за руль электросамоката?

• Где можно и нельзя передвигаться: основное место для поездок — велодорожка, но при ее отсутствии можно ездить по тротуару и пешеходным дорожкам (для этого самокат должен весить не более 35 кг, как, например, кикшеринговые самокаты). Если тротуара нет, то разрешается выехать на обочину или на край проезжей части, чтобы продолжить движение до ближайшего тротуара. Встраиваться в поток машин при этом нельзя.

• Использовать самокат самостоятельно разрешено с 14 лет, а с 7 до 14 лет — только в сопровождении взрослого, ехать при этом можно по тротуару, пешеходной и велосипедной дорожкам. При этом, пользоваться кикшерингом (так называют аренду самокатов) по правилам сервисов можно только с 18 лет.

• Перед пешеходным переходом нужно спешиться и пройти этот участок пешком.

• Нельзя ездить вдвоем на одном самокате.

Самокатчики не умеют водить?

Так как СИМ — это такой же вид городского транспорта, как автомобиль или велосипед, людям нужно не только знать правила, но и уметь уверенно управлять самокатом, чтобы избежать аварий и травм.

Для этого сервисы кикшеринга проводят информационные рейды совместно с ГИБДД и создают социальные проекты — школы вождения и социальную рекламу. В них учат правильно пользоваться электросамокатами всех желающих — и бесплатно.

Такие школы организуют занятия как онлайн, так и офлайн. В мобильных приложениях можно изучить основные правила с простыми объяснениями и иллюстрациями, а на открытых днях школ потренироваться управлять электросамокатом на практике — научиться объезжать разные препятствия, съезжать с бордюров и пандусов.

Также в некоторых сервисах существует опция «режим новичка» — с ней стоимость аренды снижена, а максимальная скорость дополнительно ограничена, чтобы пользователь смог почувствовать себя уверенней за рулем.

Самокатчики носятся как бешеные?

Со стороны может казаться, что электросамокат едет с очень большой скоростью, но в действительности его скорость не должна превышать 25 км/ч. По новым ПДД это разрешенный максимум для движения по улицам — и сервисы аренды программируют самокаты с учетом этого ограничения так, что самокаты не могут разгоняться выше этой скорости. За скорость частных самокатов ответственны сами пользователи.

При этом на некоторых участках города, где сервисы кикшеринга особо часто фиксируют плотный пешеходный трафик, они установили медленные зоны — арендованные электросамокаты автоматически снижают скорость до 10-15 км/ч. Даже если захотеть — ехать с большей скоростью невозможно.

Как вести электросамокат аккуратно и безопасно?

• Быть внимательным: следить за другими участниками дорожного движения и за тем, чтобы не наехать на опасные участки дороги (ямы, бордюры и т.д).

• При виде узкой улицы, толпы людей или других препятствий стоит снизить скорость или спешиться, чтобы преодолеть участок безопасно.

• Обязательно держать обе руки на руле, чтобы успеть сманеврировать при преградах.

Самокатчики создают беспорядок на улицах города?

Брошенные посреди улицы электросамокаты — не то, что хотят видеть жители города. По этой причине их даже запретили в Париже — ведь в Европе самокаты можно оставлять где угодно, и не важно, что они перекрывают путь всем, кто идет или едет по дороге. В России за эту проблему взялись с двух сторон.

Сервисы кикшеринга ввели правило, согласно которому самокат можно оставить только в специальной точке — виртуальной парковке, которая отмечается в приложении. Пользователи самокатов с такой моделью стоянки не смогут бросить их, где захотят — приложение не даст завершить аренду. Парковки расположены таким образом, чтобы самокаты не мешали движению пешеходов и автомобилей. При этом компании следят за тем, чтобы пользователи оставляли СИМ аккуратно, а нарушителям грозит штраф и блокировка аккаунта.

Администрации городов, со своей стороны, начали дополнительно предпринимать меры для регулирования парковки. Например, в Москве за нарушения электросамокаты начнут эвакуировать. Фиксировать нарушения поручено ЦОДД, а самокаты будут доставлять и хранить в «Московском паркинге». Забрать СИМ сможет владелец самоката или сервис аренды.

Где СИМ можно, а где – нельзя?

Кажется, что люди на электросамокатах ездят буквально везде и мешают всем: пешеходам, автомобилистам, велосипедистам. При этом, согласно ПДД у пользователей СИМ есть несколько допустимых участков передвижения – по велоинфраструктуре, по тротуару, обочине или правому краю проезжей части.

Очевидный выход из этой ситуации – развивать инфраструктуру для велосипедов и СИМ, которая представлена в городах на данный момент в недостаточном количестве. При наличии развитой инфраструктуры пользователи СИМ скорее выберут ее, нежели загруженные тротуары, где будут создавать помехи движению, или проезжую часть, где ехать в большинстве случаев не очень безопасно. Потоки движения необходимо разделять, чтобы всем участникам было комфортно передвигаться по городу.

Стоит помнить, что правила нарушает малый процент пользователей электросамокатов. Обычно такие случаи громко обсуждаются в СМИ или социальных сетях, что вызывает ложное ощущение нерадивости всех пользователей СИМ. Конечно, тех, кто правила нарушает, нужно штрафовать. Но не только: с аудиторией нужно работать превентивно, то есть напоминать о правилах, объяснять, как пользоваться электросамокатом, напоминать об ответственности. Над этим работают органы власти совместно с сервисами кикшеринга.

Старые предубеждения о неконтролируемости СИМ уже позади. Сегодня быть пользователем электросамокатов — значит ответственно относиться к ПДД и не подвергать опасности себя и окружающих. И для этого сервисы кикшеринга и городские власти создают все условия.