Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-7°
Boom metrics
Общество28 сентября 2023 21:15

Перестраиваться необходимо уже сейчас: Готовы ли российские производители к переходу на экономику замкнутого цикла

Рассказываем, как в стране внедряется механизм расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и услуг (РОП) за экологичность товара

Фото: Shutterstock

Сегодня экология – один из главных государственных приоритетов. Хочется надеяться, что навсегда остался в нашем недавнем советском прошлом тезис – «Возьмем от природы все». Пришла пора не брать, а отдавать и по возможности восстанавливать утраченное. В связи с этим в стране принимаются мощные законодательные инициативы, стимулирующие стремительное развитие экологической повестки. Так, например, 25 июля президентом России Владимиром Путиным был подписан федеральный закон, направленный на совершенствование механизма расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и услуг (РОП) за экологичность товара.

За непростой формулировкой скрываются очевидные и понятные смыслы. В скором времени страна обязана перейти на экономику замкнутого цикла, где переработанное сырье станет приоритетным материалом для изготовления упаковок, бутылок и аналогичных изделий из пластмасс, а производители, использующие его, в перспективе смогут снижать объем ответственности за утилизацию. Иными словами, изготавливаешь более экологичный товар - платишь меньший сбор.

НА «ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ РЕЛЬСЫ»

- Надо сказать, что РОП – это не просто реформа, это цивилизованный подход к системе по обращению с отходами. Этот подход предполагает ответственность и государства, и бизнеса, и нас с вами, - отметил в разговоре с «Комсомолкой» председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. – Для бизнеса в целом – это новая парадигма мышления, ведь речь идет, прежде всего, об экологической осознанности. Но эта парадигма должна быть комфортной, не стрессовой. Это должна быть последовательная, понятная история с правовой определенностью.

Вместе с тем, как рассказал эксперт, реформа, связанная с РОП, была инициирована несколько лет назад и не является новостью для производителей. В последние годы ведется активная работа по переходу на «цивилизационные рельсы» всей системы переработки отходов.

- Что касается нынешней экономической ситуации, то у нас нет сейчас повода для нытья, - уверен Рашид Исмаилов. – Наша экономика приспособилась к санкциям и уже стабилизировалась. Об этом открыто говорит руководство страны. И в таких условиях надо думать о возможностях, которые предлагает институт РОП. Это в первую очередь возможности для бизнеса для проявления своей ответственности. Все же, кто заявляет, что не готов войти в процесс, являются, на мой взгляд, экодиссидентами. Это проявление экологического нигилизма и безответственности. Я, как сторонник экодиктатуры, ужесточил бы контроль за такими субъектами.

Фото: Shutterstock

УЖЕ В СТРОЮ

Некоторые российские компании уже поддерживают экологические инициативы. И таковых немало. Например, крупнейший в России производитель напитков и продуктов питания «PepsiCo» с 2019 года ведет в России проект по использованию переработанного пластика (rPET) в составе упаковки, а также использует переработанный полиэтилен в термоусадочных пленках. Молкомбинаты торговой группы «Вимм-Билль-Данн» осваивают технологию rPET для производства упаковки молочных продуктов. Пивоваренная компания «Балтика» в 2016 году создала службу сбора и рециклинга отходов упаковки, которая устанавливает контейнеры для сбора ПЭТ и поставляют собранное вторсырье предприятиям-производителям тары. С 2021 года сеть супермаркетов «Вкусвилл» отдает пластик из фандоматов на переработку в «зеленую» ПЭТ-гранулу на собственном предприятии.

ТИХИЙ САБОТАЖ?

Однако есть большая часть российских производителей почти никак не отреагировала на изменения в законодательстве. Это полное согласие с реформой или тихий саботаж? Вот, например, крупные производители минеральной воды и газированных напитков как «Холдинг Аква» («Ессентуки», «Нарзан», «Архыз Vita»), «Borjomi International», «Напитки из Черноголовки» никак не заявляют о намерениях переходить на более экологичный способ производства упаковок. «КП», кстати, направила запросы этим производителям. В 2023 году «Святой Источник», бренд принадлежащий IDS Borjomi International, стал партнером ESG-конгресса. Бизнес активно инвестирует в пиар экологического, социального и корпоративного управления, но участвовать в эко-конгрессах еще не равно быть экологичным. Ответов на запросы мы пока не получили.

Фото: Shutterstock

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ, НО ОНИ РЕШАЕМЫ

Эксперт научно-технического совета Росприроднадзора, председатель Комиссии по экологии Совета Торгово-промышленной палаты РФ по РЭЗЦиЭ (развитию экономики замкнутого цикла и экологии) Наталья Беляева поясняет, что есть несколько факторов, влияющих на рынок вторичного пластикового сырья в России. Это потребительский спрос, цена и объем сдаваемых вторичных ресурсов, инвестиции в перерабатывающие мощности и т.д.

- Но при этом использование вторичного сырья в производстве сегодня не так распространено, - говорит эксперт. - И поскольку риски рекламаций из-за этого высоки, то стоимость на сырье тоже невысокая и вместе с тем недостаточная, чтобы компенсировать затраты на сбор и переработку пластиковых отходов во вторичное сырье. Сейчас рынок присматривается к вторичному сырью, не активничая в этом вопросе. Кроме того, до принятия нового механизма РОП имелась возможность применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации за счет такого использования вторсырья в упаковке. Сейчас до 2025 года эту возможность исключают на время переходного периода.

Но может ли все это быть поводом к торможению развития перехода на вторсырье? Нет. Перестраиваться нужно уже сейчас. Есть, к слову, яркие примеры компаний, которые применяют инновационные технологии в сфере переработки пластиковой упаковки. Так, например, в мае 2023 года «Красный ключ» стал первой компанией в Башкирии, которая произвела воду в упаковке из гранул Vivilen – решение от СИБУРа с добавлением переработанного пластика, и показала ее в магазинах торговой сети «Пятерочка» в Уфе.

Пластик, выброшенный в отдельный контейнер, дополнительно сортируют автоматикой и вручную. Затем он проходит стадию очистки и измельчается в крошку (ПЭТ-флекса). Ее смешивают с первичным сырьем и получают гранулу, из которой сделают новую пищевую упаковку. В июне 2023 года эту же технологию начал применять крупнейший в Приволжском федеральном округе производитель питьевой воды «Родник Прикамья».

Нельзя не упомянуть и про завод в Солнечногорске по переработке пластмасс «ПЛАРУС», который с 2009 года применяет технологию переработки «bottle-to-bottle»: использованную тару перерабатывают во вторичный гранулят, из которого делают новые ПЭТ-бутылки.

Эксперты уверяют, в России огромные перспективы развития переработки пластика во вторичное сырье в будущем. В стране уже в следующем году появятся 210 заводов по переработке отходов. А, по данным Минприроды РФ, в стране сейчас работают около 80 заводов по переработке пластика.

ЗАБОТИШЬСЯ ОБ ЭКОЛОГИИ? ПЕРЕХОДИ НА “ВТОРИЧКУ”!

Медлить нельзя! Новые рекомендации обязывают производства обратиться к использованию вторичных материалов к 2030 году. Однако, судя по тому, что за 2 месяца после принятия закона российские производители практически не отреагировали на эти изменения, рынок не совсем готов к ним, несмотря на то, что в России есть сырье и технологии по использованию «вторички» в производстве.

Производители, которые все еще не адаптировались под новый законопроект рискуют переложить финансовое бремя на плечи потребителей. Заплатить экосбор и заложить его в стоимость товара кажется простым и быстрым решением, но отсроченные последствия халатного отношения к проблеме пластикового загрязнения могут дорого нам обойтись.