Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-8°
Boom metrics
Общество28 сентября 2023 9:06

Предрейсовый осмотр теперь можно пройти дистанционно

Как? Рассказал исполнительный директор компании MedPoint24 Максим Владимиров

Фото: Олег УМАРОВ

Компании по организации предрейсовых и предсменных медицинских осмотров дистанционным способов вышли из серой зоны. В силу вступили поправки, которые разрешают этот механизм. Что он дает? В выездной студии радио «Комсомольская правда» на Всероссийской неделе охраны труда в Сочи рассказал исполнительный директор компании MedPoint24 Максим Владимиров.

РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТ НЕ БОТ, А ЧЕЛОВЕК

- 1 сентября в федеральном законодательстве вступили в силу поправки, которые разрешают прохождение дистанционным способом предрейсовых, предсменных и послесменных медосмотров. Что изменилось, к чему быть готовым работодателям?

- Все верно. На самом деле, это знаковое событие для медицинских организаций, потому что до 1 сентября прохождение предрейсовых, предсменных, послерейсовых и послесменных медицинских осмотров удаленным способом было в серой зоне. Не было однозначного запрета на прохождение предрейсовых осмотров таким способом, но и не было разрешения. Поэтому очень много компаний, которые потенциально хотели бы быть нашими клиентами, отказывались от сотрудничества. Но с 1 сентября вступили в силу поправки в федеральный закон О безопасности дорожного движения, Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации и постановления правительства и приказ Минздрава, который однозначно регулирует возможность прохождения предрейсовых осмотров дистанционным способом. Теперь появились четкие требования к программным аппаратным комплексам, к медицинским организациям и к работодателям. В основном они связаны с тем, что программный аппаратный комплекс должен обеспечивать передачу информации о результатах медицинского обследования в какой-либо из центров, где принимаются решения.

Следующее. Однозначно прописано, что невозможно принять решение медицинским ботом. А такие прецеденты на сегодняшний день есть, когда на основе просто измерений алгоритм принимает решение. В любом случае, решение о допуске или не допуске работника на смену или на рейс принимает живой медицинский работник. Разница лишь только в том, что он не присутствует в точке выпуска или в точке, где работник проходит медицинское обследование.

Плюс еще есть несколько требований, которые подробно прописаны в постановлении правительства.

- В документах указано, кто и за что несет ответственность по новому закону?

- Однозначных требований, которые разделяют ответственность работодателя и медицинской организации нет, но есть требования к процессу, который каждая из сторон должна обеспечить. Прописаны технические требования, программные требования, прописаны требования к тому, каким образом передается медицинская информация, потому что она относится к категории персональных данных. Так же имеются требования к тому, что должен обеспечить работодатель. Ну, самое простое, например, это эксплуатация программно-аппаратных комплексов в соответствии с техническими требованиями, которые указаны в паспортах.

НА ВСЕ ТРИ МИНУТЫ

- Вы очень обтекаемо говорите – программно-аппаратный комплекс… Признаюсь, когда услышал эту новость, то первой реакцией было - звоню начальнику и говорю: «Я здоров, готов выходить в рейс. Сам себя обследовал, все хорошо». Насколько понимаю, система дистанционных медосмотров не так работает?

- Действительно, дистанционный предрейсовый осмотр работает не по телефону. Что из себя представляет технология на самом деле? Это терминал или программно-аппаратный комплекс, который включает в себя несколько медицинских изделий, которые позволяют измерять – температуру, артериальное давление, частоту пульса и уровень алкоголя. На другом конце терминала или программно-аппаратного комплекса находится живой медицинский работник. Например, в компании MedPoint четыре филиала, в которых находятся медработники. Их больше 150 на сегодня, мы покрываем все часовые пояса России. Так вот, вы идентифицируетесь на нашем программно-аппаратном комплексе, система точно говорит, что эталонное фото соответствует видеопотоку, который мы наблюдаем на программно-аппаратном комплексе и Владимиров Максим – это Владимиров Максим. После этого заполняете опросник – выспались ли вы, как себя чувствуете и т.д. – и начинается процесс прохождения медицинского обследования, которое записывается двумя камерами: фронтальной и боковой. Для того, чтобы избежать возможности подмены лица, которое будет проходить медицинский осмотр. А такие прецеденты тоже есть, когда идентифицируется на программно-аппаратном комплексе один человек, а руку в тонометр сует другой.

- Хитро!..

- Видеопоток и результаты медицинского обследования посредством интернета передаются в наши медицинские центры, где независимый медицинский работник, не прикрепленный ни к какому предприятию, принимает решение – точно ли Владимиров – Владимиров, точно ли психоэмоциональное состояние и поведенческие характеристики соответствуют тому, чтобы можно было допустить на линию или в смену? И результаты медицинского обследования соответствуют ли нормативам, которые установлены так же законодательством? После этого он подписывает допуск или не допуск своей электронной подписью, распечатывается стикер, который наклеивается на путевой лист, либо данные о прохождении медицинского осмотра передаются в корпоративные информационные системы работодателя. Все достаточно просто.

Что самое важное – в среднем время прохождения медицинского осмотра дистанционным способом занимает не более трех минут. Это такая средняя температура по больнице среди всех компаний-конкурентов. Живой медицинский осмотр с живым медработником обычно занимает 15 минут. То есть, экономия времени почти в пять раз.

- Хотите сказать, что обмануть умную машину нельзя?

- Мы делаем все для того, чтобы ее нельзя было обмануть. Именно поэтому на всех программно-аппаратных комплексах стоят по две видеокамеры, именно поэтому некоторые работодатели, которые действительно заинтересованы в адекватной и независимой оценке состояние своих работников, просят еще поставить внешнюю камеру, не привязанную к программно-аппаратному комплексу, но которая дополнительным образом предотвращает возможность фальсификации данных.

ЭКОНОМИЯ СИЛ, ДЕНЕГ И ВРЕМЕНИ

- Если не ошибаюсь, ваша компания уже около пяти лет оказывает подобного рода услуги бизнесу. Есть ли спрос у предпринимателей дистанционным медосмотрам?

- Несомненно, есть. Навскидку назову ряд позитивных факторов, которые позволяют заинтересоваться работодателю внедрением дистанционных медицинских осмотров. Первое – конечно же, это объективность контроля. Как я говорил ранее, наши медицинские работники не привязаны ни к какому предприятию, ни к какому работнику, клиенту и поэтому факт сговора в принципе невозможен. Мы сами настроили систему таким образом, что осмотр с одного и того же предприятия могут раскидываться рандомным порядком во все наши четыре филиала.

Второе. Это, конечно, экономия ресурсов. Потому что организовать свой собственный медпункт на предприятии – это лицензирование, приобретение соответствующего оборудования, медицинский персонал и т.п. То есть, это затраты во всех смыслах: и рублевые, и эмоциональные, и управленческие...

Третье - скорость прохождения медицинского осмотра. Даже если у вас сотрудник очень медленный, если говорить вежливо и политкорректно, в любом случае, экономия будет по времени прохождения более чем в три раза. А это означает, что скорость выпуска водителей на линию или выпуска сотрудников в смену ускоряется.

И, конечно же, то, что позволяет на сегодня передовым предприятиям задуматься о климате в компании, о здоровье сотрудников – это большие данные, которые накапливаются. Представьте себе, в этом году в компании MedPoint будет осуществлен более 20 миллионов осмотров. Что это значит? Что если у вас ежедневно есть результаты измерения своих сотрудников, вы можете точно отследить даже уже на основе измерений трех месяцев ухудшается или улучается состояние работников? Вы можете выделять группы рисков и направлять каких-то работников на дополнительные медицинские обследования, а каким-то говорить – отлично, можно дать дополнительную нагрузку. Это сильно гипотетически, но такое тоже возможно. И эта гипотеза на самом деле подтверждена некоторыми нашими ключевыми клиентами, которые озаботились профилактическими мероприятиями и выяснилось, что на горизонте трех лет затраты на организацию профилактики здоровья и предотвращению заболеваемости сильно ниже, чем бороться с абсентеизмом, с затратами, связанными с больничными листами и т.п.

ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ – БОЛЬ РАБОТОДАТАЛЕЙ

- Я читал ваше предыдущее интервью, меня удивила ваша фраза. «Автоматизация и цифровизация услуги предрейсового осмотра дает более объективные показатели, которые нельзя исказить». По поводу искажения и проверки вы уже ответили. Но здесь мысль, что машина гарантирует бОльшее качество, чем человек?

- Независимость результатов медицинских обследований. Невозможно подделать результаты тонометрии. А на самом деле повышенное артериальное давление – это главная боль, наверное, 90% работодателей. У большинства работодателей средний недопуск на линию, если они не следят за здоровьем своих работников, составляет от 20%. Это очень много. У нас есть результаты недопусков по предрейсовым осмотрам тех предприятий, где работодатель заинтересован и действительно проводит превентивные мероприятия в сотрудничестве с лечебными учреждениями, там в среднем процент составляет в районе 6-8%. Это очень хороший показатель недопуска именно по превышению артериального давления. Для всех остальных – и это на самом деле очень хорошо иллюстрируется – когда мы приходим и начинаем внедрять нашу услугу, обычно все говорят: слушайте, у нас вообще коллектив здоровый, богатыри, все хорошо. У нас вообще недопусков не бывает, баба Маня всех знает как облупленных, с пеленок их взращивала. И когда мы начинаем измерять, там действительно происходят очень интересные вещи: 30% сотрудников, оказывается, имеют потенциальный диагноз «артериальная гипертензия».

- На рынке есть несколько компаний ваших коллег, которые предлагают системы дистанционных медосмотров. Как работодателю выбрать партнера в этой сфере?

- В постановлении правительства №866 от 30 мая 2023 года прописаны основные требования, связанные с соответствием услуги и программно-аппаратных комплексов в законодательство – это и включение программного обеспечения в реестр, и поверка программно-аппаратных комплексов, и возможность контроля на несанкционированное вскрытие и изменение кода. То есть, законодатель достаточно прозрачно и четко описал, каким критериям должна соответствовать медицинская организация, чтобы иметь возможность осуществления предрейсовых медицинских осмотров дистанционным способом.