Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-4°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ
Эксклюзив kp.rukp.ru
29 сентября 2023 0:00

Как понять, что ребенок начал употреблять наркотики: важные советы психиатра

Психиатр-нарколог Руслан Исаев перечислил способы распознать наркоманию у подростка на ранних этапах
Зависимость от психоактивных веществ всегда отражается на внешности, поведении, образе жизни подростка

Зависимость от психоактивных веществ всегда отражается на внешности, поведении, образе жизни подростка

Фото: Shutterstock

- Последние несколько лет наркомания стремительно «молодеет»: акцент сместился на подростков 10-14 лет – именно в этом возрасте происходят первые эпизоды употребления, - говорит психиатр-нарколог Руслан Исаев. – В реабилитационных центрах Клиники доктора Исаева пять лет с 2017 по 2022 год проводились исследования НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского. И по статистике, более трети пациентов начали употреблять психоактивные вещества (наркотики и/или алкоголь) до 14 лет. Второй наркотик появлялся в их жизни уже в 16, а третий – в 17 лет. Большинство реабилитантов имели опыт употребления нескольких психоактивных веществ, в среднем – 3. Основные из них – алкоголь, психостимуляторы и каннабиноиды.

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ - ВРЕМЯ БУНТОВ И ПЕРЕМЕН

Подростковый возраст – это время резких перемен в личности ребенка, время протеста и бунта, свержения авторитетов и поиска собственной идентичности. В процессе формирования личности подростки максимально уязвимы и подвержены негативному влиянию.

- Организм, мозг и психика ребенка в это время также очень уязвимы для разрушительного воздействия наркотиков, а справиться с зависимостью достаточно сложно, - говорит Руслан Исаев. - Дело усложняется тем, что отказ от наркотиков выглядит для подростков как принуждение со стороны родителей, а в этом возрасте хочется чувствовать себя самостоятельным, независимым и идти наперекор. С другой стороны, и сами родители откладывают обращение к специалистам, так как объясняют проблемы школьника переходным периодом.

КАК РАСПОЗНАТЬ НАЧАЛО ЗАВИСИМОСТИ

Зависимость от психоактивных веществ всегда отражается на внешности, поведении, образе жизни подростка. Какие-то странности и вновь приобретенные привычки действительно можно списать на пубертатный период, но всегда нужно иметь в виду, что причина может быть иная.

На что стоит обратить внимание в первую очередь, чтобы распознать зависимость на ранних этапах:

1. Снижение успеваемости, бардак в комнате.

Да, это может быть простым бунтом. Но зачастую именно из-за психоактивных запрещенных веществ ребенок перестает справляться с функционалом, который от него требуется.

На фоне употребления дети перестают ходить в школу, начинается быстрое снижение успеваемости. Ребенок не выполняет свои обязанности по дому, в его комнате царит беспорядок, даже если раньше он всегда был аккуратным и любил чистоту.

2. Трудности в общении, коммуникации.

Подросток замыкается в себе, теряет интерес к общению с семьей, друзьями, одноклассниками (если они не являются соупотребителями).

3. Девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение.

Кражи, самоповреждения, суицидальные попытки, бродяжничество – для всего этого, к сожалению, может быть множество причин, но одна из них – проблема с наркотиками.

4. Излишняя активность, суетливость.

Наблюдается непосредственно на фоне приема психостимуляторных наркотиков: все поведенческие реакции становятся гипертрофированными, нужно постоянно производить какие-то действия, невозможно усидеть на одном месте.

5. Сниженное настроение, апатия.

Проявляются, наоборот, на фоне отмены психоактивного вещества. Ребенок стремится к одиночеству, избегает прямых разговоров, закрывается в своей комнате.

6. Нарушения пищевого поведения и режима сна.

Во время активного употребления сбиваются естественные биологические ритмы, пропадают аппетит и сон. Происходит значительная потеря веса, лицо становится уставшим, серого «пергаментного» цвета, появляются круги под глазами.

7. Необоснованные денежные траты.

Первое время на однократные употребления подростку может хватить сумм, сэкономленных на школьных обедах. Но скоро будет требоваться всё больше и больше наркотика, и, соответственно, всё больше и больше денег.

КАК ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ?

- Начинать, конечно, нужно с доверительной беседы, - считает Руслан Исаев. - Для этого необходимо создать максимально безопасную и комфортную атмосферу. Важны конфиденциальность и доверие, чтобы он был уверен, что болезненная или травмирующая правда останется между вами.

Постарайтесь мягко выяснить, что беспокоит чадо в настоящий момент, с какими проблемами он, вероятно, столкнулся, дайте ему возможность поделиться своими чувствами, эмоциями. Слушайте его внимательно и спокойно, задавайте наводящие вопросы, старайтесь держать нейтральную доброжелательную позицию.

Если у вас налажен доверительный контакт с подростком, есть уверенность, что вы выслушаете без осуждения и попробуете понять, такой разговор может стать плодотворным. Тогда ребенок не будет бояться признаться вам в опыте употребления «запрещенки», если такой вдруг случится.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ ТОЧНО НЕ СТОИТ

1.Нельзя осуждать и ругать ребенка, а также давить на него или вызывать чувство вины.

2. Нельзя угрожать, манипулировать и использовать нравоучения. Все, чего можно добиться такими методами, – отторжение и защитные реакции в виде агрессии, отказа от разговора и «хлопанья дверьми».

3. Избегайте отсылок к прошлому и сравнений вроде «а я в твоем возрасте…», «посмотри на Машу/Петю…», «если бы ты меня слушался…» и т.д. Такие фразы вносят деструктивность в разговор, не помогают наладить контакт и не дают никакой пользы для реального решения проблемы.

ПОГОВОРИЛИ – И ЧТО?

- Если в ходе разговора обнаруживается, что ваши опасения не беспочвенны и наркотики уже вошли в жизнь ребенка, в первую очередь предложите ему помощь, - советует Руслан Исаев. - Объясните, что зависимость – это не прихоть или плохое поведение, а болезнь, которую можно и нужно лечить совместными усилиями со специалистами.

Если доверительная беседа не помогла ребенку осознать проблему, постарайтесь уговорить его на разговор с психологом-мотиватором, который знает, как объяснить и какие доводы привести. Как правило, после первой беседы даже «трудные» подростки соглашаются на лечение.

Главное – помнить, что чем раньше начнется лечение, тем больше шансов, что ребенок продолжил нормальную жизнь и учебу. Ваша поддержка поможет ему на пути к выздоровлению.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему из одних школ учителя сбегают, даже если в классе всего 20 учеников? А в других «тянут» и 40 (подробнее)