Портрет Феликса Мендельсона художника Эдварда Магнусона.
Фото: ru.wikipedia.org
Сейчас на регистрации брака многие стараются, чтобы звучала «более оригинальная» музыка. Но марш Мендельсона – это как штамп в паспорте. Слышишь эту музыку, и понимаешь, что вот-вот из дверей выпорхнет невеста в белом. Не знаю, к примеру, была ли настоящей свадьба Ольги Бузовой и Давы на Мальдивах, но даже в этой истории марш играл. Или, допустим, идет Джулия Робертс к Ричарду Гиру в фильме «Сбежавшая невеста» по церкви. Какую музыку играет органист? Да-да. Всюду Мендельсон.
Впервые мелодия Феликса Мендельсона прозвучала в качестве некоей шуточки 14 октября 1843 года, на постановке пьесы «Сон в летнюю ночь» в Потсдаме. Тогда на сцене, следуя тексту Вильяма нашего Шекспира, собрались пожениться околдованная Титания, жена короля эльфов, и простой ремесленник. Последний в тот колдовской момент репетировал роль осла для местного праздника, так с ослиной головой и пошел на обручение.
Морок в пьесе развеялся. А марш прижился в весьма торжественных ситуациях. Про его «шуточность» забыли, а Мендельсон об этом вообще не узнал, - не дожил. И сам женился при других обстоятельствах. И пятеро детей у него родилось в счастливом браке с Сесилией Жан-Рено.
Правда, к концу своей недолгой жизни он почти завел любовницу, - но эта шведка, оперная дива, не оценила страсти Мендельсона. Он ей обещал совместное бегство в Америку и писал ради нее «Концерт для скрипки ми минор». Она ему отказала. А Феликс впал в отчаяние. Только что умерла его любимая сестра Фанни (ее называли более талантливой, чем брат), теперь и любимая женщина им пренебрегла… За депрессией последовали два инсульта подряд и смерть. И это в 39 лет, в течение которых Феликс Мендельсон творил вольно и свободно, погружаясь в океан музыки.
В тот момент, когда Мендельсон создавал свой марш, ему было 34 года. А увертюру к спектаклю он написал еще семнадцатилетним юношей, за которым тянулся шлейф мальчика-вундеркинда. Очень раннее развитие дарования, - тут вполне возможно сравнение даже с Моцартом. А в зрелом возрасте поступил заказ из королевских сфер: доделать музыку к пьесе «Сон в летнюю ночь». Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди, послушный мальчик из еврейской семьи, которая приняла лютеранство, заказ принял.
Между прочим, Мендельсон существовал не вне окружающего мира. Например, он пару раз встречался с Гете и слушал лекции Гегеля. И именно Мендельсону мы обязаны тем, что было возрождено наследие Баха: юный романтик всюду «продвигал» забытого к тому времени композитора. Он успешно выступал в Лондоне – как дирижер, как композитор, как органист. В Париже общался с Листом и Шопеном, но там особого успеха не было: началась эпидемия холеры, и массовые мероприятия перестали быть массовыми.
Памятник композитору в Лейпциге.
Фото: ru.wikipedia.org
От композитора не зависит, саундтреком к какому событию становится его музыка. Вот однажды жених и невеста, некие Том Дэниел и Дороти Кэрью, вздумали венчаться под марш из «Сна в летнюю ночь». Это случилось в церкви Св. Петра в Тивертоне 2 июня 1847 года. (Мендельсон умер именно в этом году, через несколько месяцев).
Но это была еще не слава, - она пришла 25 января 1858 года. Тогда кронпринц Пруссии Фридрих Вильгельм IV сочетался браком с английской принцессой Виктории Адельгейд, старшей дочерью королевы Виктории. У них была серьезная история любви. Виктория мечтала выйти замуж за Фридриха с детства, свадьба состоялась, когда ей было 17, но еще в свои четырнадцать девушка начала продумывать детали торжества. Она решила, что в церковь молодожены будут заходить под музыку из «Лоэнгрина» Рихарда Вагнера. А выходить - под марш Мендельсона.
Свадьба была громкой, а марш стал символом единства молодоженов. Виктории и Фридриху он принес удачу: 30 лет счастливого брака и четверо сыновей. Плюс, вы не поверите, еще четверо дочерей. И, хотя такое благополучие монарших особ гости на брачной церемонии предвидеть не могли, механизм моды на свадебную музыку был запущен.
Существовал еще один механизм. Рихард Вагнер всю жизнь ненавидел Мендельсона. В основном, потому что тот был евреем по происхождению. А Вагнер, известный антисемит, евреев терпеть не мог, радовался ранней смерти Мендельсона (!), писал анонимные статьи про «еврейство в музыке»… Однажды Вагнеру пришлось все же дирижировать на исполнении «Итальянской симфонии» Мендельсона, уже после смерти автора. Он сказал, что будет дирижировать в белых перчатках, чтобы не прикасаться к партитуре.
Мне кажется, в этом был элемент зависти. Два произведения были использованы на одной брачной церемонии особ королевской крови, и так вышло, что Вагнер в этом условном состязании не победил. В народ ушло сочинение Мендельсона, скончавшегося невероятно красивым и молодым. Вагнер красавчиком не был. И, каким бы гением его потом ни называли, ни одно его произведение все-таки не стало известно всем людям на планете, от завсегдатаев опер до самых простых крестьян. Даже «Полет валькирий» не сравнится в популярности с простой мелодией, придуманной 33-летним Феликсом. (Справедливости ради, большинство других произведений Мендельсона оказались ныне забыты или полузабыты, а вот оперы неприятного человека Вагнера сейчас чуть ли не ежедневно ставятся по всему миру).
Творчество Вагнера, в частности, ужасно нравилось Гитлеру. Сам композитор считал, что его «дирижерская палочка еще долго будет указывать последующим поколениям верный путь». Все мы знаем, куда этот «верный путь» завел некоторых его поклонников...