Белгородская область. Сотрудники СК России на месте крушения транспортного самолета Ил-76 ВКС РФ. Фото: ТАСС
Следственный комитет России раскрыл результаты экспертизы по делу о крушении российского военно-транспортного самолета Ил-76. Этот борт с российским экипажем и украинскими военнопленными был сбит двумя ракетами MIM-104A американского ЗРК Patriot, запущенными из Харьковской области 24 января 2024 года. На сегодня установлены все погибшие в авиакатастрофе Ил-76 под Белгородом — 6 членов экипажа, трое военных полицейских и 65 украинских военнопленных..
На «Радио «Комсомольская правда» говорили с военным экспертом, журналистом Алексеем Борзенко о том, чему должна научить эта трагедия и что будет дальше.
- Итак, точно известно, что Ил-76 сбит в результате пуска из американского ЗРК Patriot — что за этим последует, международное расследование, которого требует Москва?
- Мне кажется, что никакого международного расследования не будет. Тут есть нюансы и детали, которые мы не знаем, и нам их вряд ли расскажут. Известно, что на обмен пленными отправили два борта, один ВСУ сбили, второй мы развернули и посадили в одном из приграничных аэродромов. Ну, например в Ростове. И пленные украинцы со второго борта попали уже в обмен 195 на 195, который состоялся 31 января, через неделю после трагедии под Белгородом.
Украинский военнопленный после обмена 31 января 2024 года.
Фото: REUTERS
...
Другая сторона может, по самым разным причинам, попытаться изменить условия обмена. Или даже вовсе от него отказаться. Мы с вами не имеем информации, точно ли ехали наши пленные на украинских автобусах к границам с Белгородчиной в точку обмена в тот час, когда расчет Patriot в Харьковской области пустил ракеты по нашему Ил-76 с нашими людьми и с украинцами. И если эти автобусы с российскими пленными ехали в точку Х к часу Х, то где их оставили на ночь - в полях, в этих автобусах?
- Гарантами в обмене, как сообщалось, выступали Объединенные Арабские Эмираты.
- Да, их представители могли бы, наверное, рассказать, как это было, двигались ли автобусы с украинской стороны утром 24 января к точке обмена в Белгородской области или происходило что-то иное. Или с украинской стороны вообще была «пустышка». И в Киеве заранее готовились к тому, чтобы сбить не только первый, но и второй самолет с их же солдатами-пленными. Но если же арабские посредники ехали в этих самых автобусах к границе— значит, правая рука в Киеве «не знала», что делает левая. Что совсем плохо.
- В этом конфликте обменивают, как правило, равное число пленных?
- Ну да, 100 на 100, в данном случае должны были поменять 65 на 65. А еще на всех войнах есть «час тишины». Когда стороны договариваются после кровопролития, чтобы забрать «трехсотых» и «двухсотых». Со стороны ВСУ мне не известно ни одного предложения за почти уже два года СВО: чтобы остановить боевые действия - и забрать своих убитых и раненых, которые потенциальные пленные. Но ВСУ их бросают. А наши видят это все с дронов и не трогают. И вот украинский раненный лежит там в серой зоне. Две трети «трехсотых» становятся «двухсотыми» на холоде, без помощи за сутки-двое. Просто от потери крови и переохлаждения.
- Если резюмировать ситуацию...
- То, что обмен все-таки состоялся - хорошо. Мы забрали своих, им отдали их. Но у нас украинских военнопленных кратно больше, чем российских пленных на Украине. Раз в десять как минимум. И много уже украинских пленных, которые отказываются возвращаться домой. И они просят не включать их ни в какие списки. Они хотят жить.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Зеленский хочет сменить командование ВСУ перед весенним наступлением: подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые выпуски по теме.