Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды5 февраля 2024 3:55

Лямные дольки

Наш обозреватель Денис Горелов - о сериале «Золотое дно»
Наследники олигарха мгновенно передрались из-за семейного бизнеса. Фото: Кадр из фильма

Наследники олигарха мгновенно передрались из-за семейного бизнеса. Фото: Кадр из фильма

Неизбывная печать вторичности - родовое проклятие русского богатства. Люди, до последней нитки одетые в импорт, говорящие на англизированном сленге и ежеминутно сверяющие свой стиль с тамошним эталоном, даже обезьянничество зовут словом «косплей». Стоит ли удивляться, что каждый второй пользователь упрекнет «Дно» в передирании американских «Наследников»? Да, раздел имущества восходит аж к «Братьям Карамазовым» (для тех, кому чего попроще, - к «Коту в сапогах»), но некоторые параллели слишком заметны: старт со дня рождения патриарха клана, инициированное им обострение отношений в бизнесе и внезапная смерть с аналогичной гендерной и возрастной расстановкой сил в семье.

Вместе с тем для грамотного сценариста перераспределение капитала - сущий Клондайк, а Сергей Минаев - сценарист грамотный («Дно» написано им с однофамильцем Дмитрием). Он столь искренне и беззастенчиво любит деньги, что способен накрутить из пула кристально бессовестных и алчных жлобов целый веер сладких вариантов, увязанных с национальной спецификой. Любая всплывшая в семье детская обидка, любой левак младшей мамы (усопший был любвеобилен) с непонятным бизнес-коучем, любой положительный тест на беременность лапушки-дочки может изменить конфигурацию в корне - а может и не изменить, сохраняя для шахматистов вилку вероятных продолжений на будущие сезоны.

Итак, глава стройимперии - самого прибыльного бизнеса после нефти и наркоты - двигает кони, давая занавес карнавалу люксового потребления. Скрытые в складках хитонов отравленные ножи вылетают наружу, эффектно блестя в лучах заходящего солнца, в которых только и нежится святое семейство (если дома пасмурно - летят праздновать и цапаться в шале на Сардинию). Перед смертью дон успевает закуситься с младшим партнером - пройдошистым чином Госимущества (Игорь Гордин), когда-то выдавшим дочь (Марина Ворожищева) за его младшего сына (Валерий Карпов), чьи 10% становятся, таким образом, заведомо плавающим активом. Старший наследник (Павел Попов) безгранично туп, хамоват, амбициозен, картежничает по-крупному и женат на кретинке, строящей кадровую политику компании по гороскопу и картам Таро, являясь не только козырем для конкурентов, но и бесценным подарком зрителю, обожающему, когда опухших мажоров макают носом в продукт их жизнедеятельности - каждую, мать его, серию по три, мать его, раза. Дочка (Ангелина Пахомова) любит знакомиться в барах, создавая тонну геморроя службе безопасности, ибо приличные люди миллиардерским дочкам крючков не закидывают. Все трое с рождения только тусили и рассекали, сроду не решая вопросов с алчной властью, - так что все имущество семьи можно было бы заранее считать уплывшим. Если б не воскрес с консервации дед (Алексей Гуськов), умеющий сказать обуревшей снохе «Очень был рад с вами повидаться» вместо «Вылетела на хер из комнаты совещаний, тупая мандавошка!» (смысл, впрочем, тот же).

Дед моментально привлекает к войне финдиректоршу (Юлия Снигирь), состоявшую с покойным в связи и изгнанную за это с едва остывшего от папиного присутствия Олимпа (кто ж на войне сливает врагу главного бухгалтера?). Все миноритарии замазаны в криминале (один - в договорняке с поставкой труб, другой - в подвисшем с 90-х убийстве, третий - в игромании, четвертый - в отжиме природоохранной зоны), а у врага внебрачный сын служит в следкоме. А? И на сколько сотен серий способна потянуть столь выверенная конструкция, в которой ни на одного фигуранта нельзя положиться? «Санта-барбара хренова», - ворчит дед, и это ж она и есть.

Упадок бизнесов, уходящих от королей к принцам, - основной нерв современности, ухваченный Минаевыми. Выросшие в холе и достатке, золотые мальчики не умеют договариваться и строить рабочие схемы, а породившее их первое поколение биг-бизнеса подошло к естественному концу. Империи, наследуемые беспомощным компостом, сливаются, разукрупняются и переходят в федеральную собственность. Та же история разворачивается на планете в целом.

«Майбах» в закатных лучах медленно катится под уклон (респект оператору Григорию Рудакову).

Корпорация, которую пилят соискатели, зовется «Галактикой».

И серий впереди еще - сотни и сотни.

P. S. Тем более не стоило так откровенно косплеить американцев.

«Золотое дно», 18+

2023.

Реж. Илья Ермолов.

Иви.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

МИД Украины настучал на Милоша Биковича, ТНТ вернет «Нашу Рашу», турецкие сериалы не зашли россиянам (подписывайтесь на наш подкаст)