Режиссер Юрий Грымов назвал пиаром скандалы вокруг нового фильма по Булгакову
Фото: Евгения ГУСЕВА
Скандалы вокруг нового фильма по Булгакову — лишь пиар-кампания, чтоб отбить большие деньги .Об этом в эфире Радио «Комсомольская правда» рассказал известный режиссер, худрук театра «Модерн» Юрий Грымов.
- Помните, Юрий, горьковское: «С кем вы, мастера культуры?» Вам пришлось пойти на какие-то ограничения с началом СВО?
- Мои ограничения от моих родителей. Воспитание, такт закладывается семьей. Любые рамки ставит сам себе творец. Никто больше.
- Самоцензурой занимаетесь?
- Как угодно можете называть. Я не вижу каких-то ограничений. Я уже сколько лет руковожу государственным театром «Модерн», несколько лет делал трилогию «Антихрист и Христос», «Петр Первый», сейчас вышел «Иуда». И не получал никаких рекомендаций...
- То есть никаких указаний сверху? Но есть темы, которых раньше было можно касаться, а сейчас - нет?
- Один знакомый воевал на СВО, к сожалению, погиб, но в его письме потрясающие слова - «сейчас время не для веселья, а для радости». Радость – это как счастье. Если мы будем обсуждать счастье, то заговорим о семье, здоровье близких. Поэтому любой наш спектакль мы долго обсуждаем, какой радостью хотим поделиться.
Юрий Грымов на открытии театрального сезона в театре МОДЕРН.
Фото: Кристина БЕЗБОРОДОВА
- И ставите «Иуду» в опасные времена - когда много религиозно-обидчивых зрителей. Не боитесь?
- Я искренне верю в то, что делаю. Мы, наверное, первые рассказали историческую правду про Петра Первого - не романтического героя, а жесткого человека. Он объединил государство и церковь, лично казнил сына… Но никто из зрителей не был обижен спектаклем. На «Иуду» приходили известные священники. Был богослов Павел Великанов. Он сказал: низкий поклон за то, что вы показали: Христос – не миф, не сказка красивая, а человек».
- Был еще один смелый спектакль «Цветы нам не нужны» о Нюрнбергском процессе.
- Первый акт спектакля заканчивается молебном в тюрьме Шпандау (где сидели нацистские преступники). За избавление от Карибского кризиса молятся русские, французские, американские охранники и даже пленные немцы. Если вы увидите спектакль, поймете – через что проходят люди в своем желании избежать большой беды, например, чтобы ни Америка, ни Россия не нажали атомную кнопку.
- Как вы, художник, относитесь к возможности получить срок за сказанное слово?
- 15 лет назад я делал фильм «Чужие», о том, как американские а-ля «Врачи без границ» вмешивались в жизнь мусульманского мира Африки. Фильм запретили в США, потому что я поднял запретную тему - показал, как можно исказить историю, сломать ее через колено... Наполеон сказал прекрасные слова: «Я так хочу удивить парижан, что готов жениться на Богоматери». Вы понимаете, что это невозможно сказать устами русского человека? Но с другой стороны - можем ли мы за это осуждать Наполеона?
- Как-то вы сказали, что нет ничего банальнее, чем ставить в театре «Мастера и Маргариту».
- (с ужасом) Я так сказал?!
- Да. Теперь по Булгакову сняли кино.
- Теперь идет его пиар-кампания...
- Весь этот шум-гам вокруг фильма - всего лишь пиар-кампания?
- Конечно! Это же большие деньги. Помните фразу – любое упоминание, кроме некролога, уже хорошо? Пиар для фильма очень важен, потому что кино - скоротечный товар, он быстро портится. Если не соберет деньги за первый уикенд, то все закончится.
- В первый уикенд «Мастер и Маргарита» взял первое место.
- Знаете, кто взял? Булгаков. На него пошли.
Юлия Снигирь и Евгений Цыганов в фильме "Мастер и Маргарита".
- Артист и депутат Госдумы Николай Бурляев заявил, что фильм по Булгакову опасен для России - это утверждение сатанизма... Что-то похожее, помню, творилось с фильмом «Матильда».
- Меня сильно возмутила «Матильда»! Мы готовим спектакли на исторические темы очень скрупулезно – буквы, факты, никакой отсебятины… А там - Матильда лежит обнаженная и, помните, чем прикрыта? Горностаевой мантией. Символом власти! Так не могло быть! Император воспитан на духовных скрепах, вере, в конце концов. Не может лежать голая женщина под царской мантией! То, что в «Мастере и Маргарите» существует бесовщина, это стопроцентно, но тут вопрос баланса. Вопрос – куда ведет этот фильм?
В первый уикенд проката новая экранизация «Мастера и Маргариты» оказалась лидером.
- Что смотрели в последнее время хорошего российского?
- Фильм «Варава». Сделано очень добротно. Рад, что такие фильмы тоже есть, а не только «Пацаны».
- Вы замечаете ренессанс отечественного кино?
- Количественно он увеличивается в разы, качественно, к сожалению, растет медленнее. Нужно производить более 250 картин в год, чтоб появилось хорошее кино, количество перешло в качество. Сейчас от силы 150…
- Как вы относитесь к деятелям культуры, покинувшим страну?
- Уверен, что многие вернутся. Кто-то сегодня цинично радуется - конкуренции стало меньше – так это плохо! Она очень важна. С кем ты себя равняешь? Когда я вижу яркий русский фильм или спектакль, и я впечатлен и воодушевлен, обязательно найду телефон коллеги и позвоню. Так неожиданно мне позвонил великий мультипликатор Гарри Бардин, увидев мой фильм «Казус Кукоцкого»: здрасьте, я хотел вас поздравить с победой, это потрясающая работа. Как думаете, мне было приятно?
- Вам - да. Но Россия сможет ли принять уехавших?
- Россия милосердна. И есть закон христианства: раскаявшийся грешник - уже не грешник.
- А они грешники?
- По-разному. Те люди, которые уезжают и позволяют в своих речах оскорблять соотечественников – неправы. Уехал – твое право. История все расставит по местам. Но ты не имеешь права унижать людей. И слова политиков, что культуру можно поставить на паузу – бред. Из России невозможно вычеркнуть культуру, в том числе западную. Русские передвижники работали во Франции, в Италии. Как невозможно вытащить и русский балет из мирового балета, а русский театр – из мирового театра. Просто невозможно!