Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Политика
Эксклюзив kp.rukp.ru
5 февраля 2024 17:06

Украли 25 миллионов долларов, подделав лица на видео: пранкер Лексус оценил аферу

Пранкер Лексус заявил, что мошенники поставят дипфейки на поток
Пранкер Лексус (Алексей Столяров).

Пранкер Лексус (Алексей Столяров).

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ.

Дошла гиря до полу: поддельное видео (дипфейк) использовали для мошенничества на 25 миллионов долларов. Сотруднику финансовой компании устроили «онлайн-совещание с боссами», которые выглядели и говорили, как его начальники — но были просто мошенниками. Пранкер Лексус (Алексей Столяров) и специалист по информбезопасности Казначейства России Ксения Плотникова рассказали, как широко может разрастись такая схема.

Полиция Гонконга сообщила: сотрудник транснациональной корпорации перечислил мошенникам 25 миллионов долларов со счетов компании. Началось все с письма от финансового директора из британского филиала, пишет CNN.

Он просил сделать перевод миллионов для «секретных целей». Финансист в Гонконге, конечно, подумал, что это подозрительно.

Но «директор» вызвал его на видеоконференцию. Участвовали несколько человек. И все они выглядели как реальные коллеги жертвы и говорили их голосами.

Это первый случай такого масштаба, но были более мелкие — мошенники обманывали системы распознавания лиц, чтобы оформить кредиты и счета онлайн. Лица и данные они «заимствовали» с украденных документов. В Гонконге насчитали 20 таких эпизодов.

ПРАНКЕРЫ С ВИДЕО НЕ РАБОТАЮТ

Грозят ли россиянам такие видео-разводки? Об этом KP.RU спросил пранкера Лексуса (Алексея Столярова).

— Такая технология будет развиваться в геометрической прогрессии, — считает Столяров. — Сколько лет по телефону людей разводят, но ничего не меняется — это все так же срабатывает. Мошенники поставят дипфейки на поток. Хотя одновременно возникнет и целая сфера по борьбе с ними.

Но много опасней, если дипфейки станут использовать в большой политике…

— А вы делали такие фальшивые видео для пранков?

— Нет, без них обходимся. Мы не умеем ими пользоваться.

ФЕЙК ЗА ДВА МИЛЛИОНА

Как делают дипфейки, KP.RU объяснила ведущий инженером отдела анализа и оперативного управления инцидентами информационной безопасности ФКУ «ЦОКР» Ксения Плотникова.

«В специальную программу загружают видео с участием человека, аудио с его голосом», — говорит эксперт. — «Чем больше такого материала, тем реалистичнее будет дипфейк. Чтобы использовать фальшивое лицо в режиме реального времени, необходимо создать его предварительный макет».

Процесс обучения – не секундный. Чтобы обработать такой объем данных, нужно мощное программное обеспечение и время. Средний ценник на минутное видео: от 25 тысяч до 2 миллионов рублей».

По словам Плотниковой, за последний год в сети появилось много бесплатных сервисов, которые в пару кликов подменяют лица. Но такая услуга далека от идеала: не передаются все детали, видны «галлюцинации» по краям.

«Настоящие профессионалы используют компьютеры с как минимум четырьмя современными видеокартами, стоимость каждой превышает 300 тысяч рублей. После создания поддельного лица эксперты вручную ретушируют его.

Чтобы создать качественное видео длиной до 40 секунд с такими мощностями потребуется примерно неделя. Представьте, что такой сервис работает в промышленных масштабах», — говорит Ксения. — «Это должно быть немаленькое помещение с мощнейшими не выключаемыми компьютерами и таким же счетом за электричество. Поэтому расценки на подобное вполне оправданы».

«ПОМЕНЯЙТЕ МОЙ НОМЕР»

За год число случаев жульничества с использованием дипфейков в мире выросло в 31 раз.

Пример того, как мошенники применяют фальшивые видео для захвата чужих счетов в банке: запрашивают смену номера из-за потери смартфона и подтверждают операцию видеозвонком с подменой лица.

В 2021 году злоумышленники создали поддельное видео с «Олегом Тиньковым» — он обещал подарить 50% к сумме вложений при регистрации на фиктивном сайте. Помимо денег, были украдены и персональные данные.

Но не все используют технологию в плохих целях.

В декабре прошлого года во время пресс-конференции Владимира Путина студент СПбГУ сгенерировал свое изображение в образе президента, чтобы задать вопрос о двойниках главе государства.

А одна из российских компаний выпустила серию рекламных видео с дипфейком Брюса Уиллиса. Для этого использовали кадры из фильмов с участием актёра.

В России разрабатывают свои решения для защиты от дипфейков. Предполагается, что можно будет определить, есть ли перенос лица с фото на видео или перенос мимики человека на видео на изображение другого.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Мошенники научились обманывать россиян от имени звезд (подробнее)