Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика
Эксклюзив kp.rukp.ru
3 октября 2023 22:05

Цены подскочат еще: Почему так сильно дорожают автомобили в России

Легковые автомобили в России до конца 2023 года подорожают еще на 10-20%
Технический работник автосалона во время предпродажного обслуживания автомобиля Niva 4x4. Фото: Сергей Петров/NEWS.ru/TACC

Технический работник автосалона во время предпродажного обслуживания автомобиля Niva 4x4. Фото: Сергей Петров/NEWS.ru/TACC

Главные причины роста цен

Казалось бы, еще недавно, глядя на автомобиль за миллион рублей, обычный россиянин чесал в затылке: «Дороговато... Купить - не купить?» Но уже давно ни цен таких нет, ни времени на раздумья. Сейчас так: увидел авто за более-менее приемлемые деньги - надо брать сразу.

Судите сами. В прошлом году легковые машины подорожали на 24,3%, а если считать только иномарки - почти на 40%. В этом году рост будет еще ощутимее: в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» говорят, что он составит 30%. Только за август на фоне повышения утилизационного сбора и падения руб-

ля цены на некоторые модели выросли на 20%. И это не предел, говорят продавцы: товар продолжит дорожать как минимум до начала зимы.

Первая причина: в августе увеличили ставки утилизационного сбора. Это своеобразная предоплата за последующую утилизацию автомобиля. Платят его все. Но отечественным производителям расходы через несколько месяцев компенсируются в виде госсубсидий, а иностранцам - нет. Так что, по сути, это дополнительная заградительная пошлина для импортных конкурентов.

Повышение ставок дало к цене новых авто дополнительно от 33 тысяч до 755 тысяч рублей - в зависимости от объема двигателя. В массовом сегменте (с объемом 1 - 3 л) подорожание составило 122 - 562 тысячи рублей.

Вторая причина подорожания - ослабление рубля. За август он подешевел на 5%, а с начала лета - на все 20%. В результате подорожали не только импортные машины, но и отечественные: в них есть импортные комплектующие.

Почти каждая вторая машина продается в кредит.

Почти каждая вторая машина продается в кредит.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

«Европейцев» стало меньше

Больше всего, на 20%, в августе подорожали автомобили, которые ввозят по параллельному импорту. Это в основном немецкие марки.

- В цене на такие автомобили существенную долю составляет сложная логистика, она тоже подорожала из-за ослабления рубля, - сказал «КП» автоэксперт Сергей Логинов.

Кроме того, таких машин стало намного меньше. Как раз из-за изменения порядка уплаты утильсбора: с августа физлица, если продают машину ранее чем через 12 месяцев после ее ввоза в Россию, должны выплачивать такой же повышенный сбор, как и организации. Прежде они были освобождены от этого оброка и неплохо зарабатывали на перегонке машин из-за границы. Теперь это стало невыгодно, говорит Логинов, и перегонщики ушли из бизнеса.

Те же машины, что официально продаются в России, подросли в цене на 1,2 - 14,3%. Меньше всего подорожали отечественные. «УАЗы» вообще не подорожали, а «Лады» - на 1,2 - 5,3%. Сильнее всего выросли китайские Great Wall: на 13,3 - 14,3%.

А вот «Москвич» подорожал на целых 10,1 - 11,4%, что вполне сопоставимо с импортными авто. Причина в том, что у «Москвича» больше импортных деталей, чем у вазовских моделей, потому он более чувствителен к колебаниям валютного курса.

Двигатель торговли

Удивительно, но рост цены не уменьшил покупательской активности. Наоборот, в августе было продано почти 110 тысяч новых автомобилей - на 14,7% больше, чем в июле, и в 2,6 раза больше, чем в августе прошлого года. В сентябре покупатель чуть остыл, но рост продаж все равно сохранялся.

Всего по итогам года ожидается, что будет продано примерно 1 млн машин - так считает гендиректор одной из фирм, продающих авто, Андрей Терлюкевич. Это на 25% больше, чем за прошлый год. Причем примерно каждая вторая машина продается в кредит.

- Кредитные продукты сегодня пользуются на авторынке повышенным спросом, и интерес к ним продолжает расти, - говорит замгендиректора по продажам новых автомобилей одного из крупных автосалонов Ренат Тюктеев. - Если же речь о массовом сегменте китайских брендов, то здесь доля автомобилей, приобретаемых в кредит, может достигать 90%. Это прежде всего такие марки, как Geely, Haval, Chery. Большая масса брендов предлагает рассрочки под 0%, а также кредиты с минимальной (10 - 12%) процентной ставкой, субсидируемой производителем.

Покупка автомобилей в кредит становится все более популярной.

- За первое полугодие физлица оформили на 13% больше автокредитов, чем в докризисном 2021 году, - сказала «КП» руководитель подразделений кредитования и страхования одного из автомобильных маркетплейсов Ольга Бондарева. - После повышения ключевой ставки автокредиты достигли 17 - 18%, а осенью из-за слабого курса рубля этот показатель может увеличиться до 25%. И, несмотря на это, мы прогнозируем, что уровень автокредитования к концу года может вырасти еще на 14 - 16%.

Только цифры

Только цифры

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ПРОГНОЗ

Что дальше?

- До конца года автомобили подорожают еще на 10 - 20%, - считает Андрей Терлюкевич.

К слову, не все «китайцы» сильно подорожали. Некоторые - лишь на символические 1 - 2%, в то время как другие - почти на 15%. Откуда такой разбег, ведь утильсбор и валютный курс действуют на всех в равной степени?

Оказывается, одни компании сразу включили дополнительные издержки в новые цены, другие делают это постепенно, чтобы не отпугнуть покупателя. Это отыгрывание будет длиться до конца осени, а может, и дольше.

- Осенью рост цен на автомобили абсолютно во всех сегментах продолжится, даже несмотря на стабилизацию курса рубля, - рассказал «КП» Ренат Тюктеев. - Наибольший рост будет наблюдаться у автомобилей, которые поставляются по параллельному импорту. Китайские же марки, активно развивающие в России свои дилерские сети, ведут более сдержанную ценовую политику, и цены на их автомобили вырастут не так сильно.

То есть будет невысокий ежемесячный рост в течение нескольких месяцев. И в итоге тоже выльется в существенную прибавку по отношению к нынешним ценам.

Вдобавок могут возникнуть новые неблагоприятные факторы, которые сделают подорожание еще более ощутимым.

- Принятые недавно США дополнительные санкции в отношении отечественных автоконцернов могут усложнить наше партнерство с дружественными странами. Например, увеличить логистическое плечо при импорте китайских авто в Россию, - говорит руководитель дилерского направления одного из автомобильных маркетплейсов Евгений Житнухин.

Речь идет о свежих санкциях США, принятых 14 сентября. В черный список попали отечественные компании АвтоВАЗ, ГАЗ, «Москвич» и Sollers. Все они сотрудничают с китайскими автопроизводителями.

Меньше всего подорожают отечественные марки с большим количеством российских комплектующих - «УАЗ» и «ВАЗ». Утилизационный сбор их практически не задевает, а ослабление рубля скажется только на импортных комплектующих.

ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ

Кредит - не переплата, а экономия

Сам я кредиты всегда обходил стороной. Как подсчитаешь, сколько придется переплачивать, тут же пропадает желание ввязываться в это дело. А может, зря?

Вот один наш коллега не убоялся и год назад купил себе китайский кроссовер Chery Tiggo 4 в комплектации TRAVEL. Базовая цена без каско, ОСАГО и прочих накруток - 1 734 900 рублей. Сейчас Chery Tiggo 4 в продаже нет, а пришедшая ей на смену Chery Tiggo 4 Pro в такой же комплектации стоит порядка 2,5 млн рублей, то есть на 765 тысяч рублей дороже!

Условия кредита такие: выплачивать 7 лет по 32 тысячи рублей в месяц. Получается 2 688 000 рублей. Переплата составит 953 100 рублей (2 688 000 - 1 734 900).

Казалось бы, жуть как много - почти миллион! Но с нынешним ценовым галопом получается, что если машина до конца года подорожает еще на каких-то 200 тысяч рублей, что вполне реально, то выйдет как раз та сумма, которую коллега должен отдать вместе с переплатой за кредит за 7 лет. То есть при нынешних ценах это все равно что он купил бы машину в беспроцентную рассрочку. А если рост цен продолжится и в следующие годы (а куда ему деться?), то получится, что покупка в кредит обернулась не переплатой, а экономией.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

АвтоВАЗ и «Москвич» попали под санкции США: чем это грозит российскому автопрому (подробнее)