Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
В мире
Эксклюзив kp.rukp.ru
4 октября 2023 10:25

Музыка бронзового века: российские и турецкие фолк-музыканты дали уникальный концерт в Анкаре

На одной сцене сошлись российский коллектив «Вереск» и турецкий «Хеттский ансамбль»
Группа Вереск на сцене Музея анатолйиских цивилизаций в Анкаре. Фото предоставлено Музеем анатолийских цивилизаций

Группа Вереск на сцене Музея анатолйиских цивилизаций в Анкаре. Фото предоставлено Музеем анатолийских цивилизаций

Кто-то, нажав на кнопку, заставляет сочинять музыку компьютер, а кто-то тратит годы кропотливого труда, расшифровывая ноты древних мелодий и воссоздавая музыкальные инструменты тысячелетней давности. Именно такой работой занимаются российский и турецкий фолк-рок-коллективы «Вереск» (Выборг) и «Хеттский ансамбль» (Анкара). Музыканты, каждый со своим неповторимым музыкальным багажом, встретились на одной сцене в Музее Анатолийских цивилизаций в Анкаре. Гастроли были организованы Посольством РФ, представительством Россотрудничества (Русский дом в Анкаре) и турецким фондом Vak f19.

Стены музея, входящего в десятку лучших археологических музеев Европы, обставлены уникальными каменными скульптурами цивилизации хеттов - индоевропейского народа бронзового века, который существовал около 4 тысяч лет назад в Малой Азии, в том числе на обширной территории современной Турции.

Хеттский артефакт с изображением музыкантов с инструментами. Фото предоставлено Хеттским университетом

Хеттский артефакт с изображением музыкантов с инструментами. Фото предоставлено Хеттским университетом

Прорисовка изображения музыкального мотива с хеттской вазы.. Фото предоставлено Хеттским университетом

Прорисовка изображения музыкального мотива с хеттской вазы.. Фото предоставлено Хеттским университетом

На кувшинах, вазах, ритуальных предметах, найденных во время раскопок, сохранились изображения хеттских музыкальных инструментов. Человечество за всю свою историю не придумало никаких других инструментов, кроме струнных, духовых и ударных в разных модификациях, и хетты не исключение. Поэтому их лира (динги р) похожа на небольшую современную арфу, тарбу ла – на саз, бала г – на барабан, гигид – на флейту.

- Наш проект возрождения хеттских музыкальных инструментов начался в 2007 году по инициативе музыковеда Огуза Эльбаши при участии анкарского университета ODTU. Были исследованы хеттские инструменты, одежда, многое другое, - рассказал «КП» лидер «Хеттского ансамбля» арфист Чагатай Акъйол.

Арфист Чагатай Акъйол играет на реплике хеттской лиры. Фото предоставлено Музеем анатолийских цивилизаций

Арфист Чагатай Акъйол играет на реплике хеттской лиры. Фото предоставлено Музеем анатолийских цивилизаций

- С инструментами понятно. Но неужели на каменных глыбах сохранились и ноты, и мы слышим настоящие звуки давно ушедшей цивилизации?!

- Если вам кто-то скажет, что играет хеттскую музыку, – не верьте! - честно признаётся Акъйол. - Мы изготавливаем и используем инструменты, максимально близкие к изображённым на археологических находках. А мелодии ищем в тех местах, где когда-то обитали хетты, - в частности, в районе города Чорум. Хеттов там давно нет, поэтому музыка наша, по сути, турецкая. Но мы верим: что-то наверняка перешло от хеттских песен в наши…

Его слова подтверждает профессор Хеттского университета в Чоруме Ондер Ипек:

- Системы записи музыки (нотация) обнаружены в письменах современной хеттам цивилизации Угарит, - подтверждает он. - Но в хеттских письменных источниках никаких упоминаний о нотной записи учёные не встретили. Насколько вообще мы знаем, системы записи нот у хеттов не было.

Концерт во всех отношениях можно назвать историческим. Здание, в котором с 1921 года находится Музей анатолийских цивилизаций, в XV веке служило караван-сараем. И турецкие, и русские музыканты выступали в национальной одежде, а из их удивительных инструментов в этом музее вполне можно было бы сделать ещё один экспозиционный зал.

Концерт группы Вереск в Анкаре. Фото предоставлено Музеем анатолийских цивилизаций

Концерт группы Вереск в Анкаре. Фото предоставлено Музеем анатолийских цивилизаций

Сотрудники российского посольства тоже поиграли на древних инструментах. Фото предоставлено Музеем анатолийских цивилизаций

Сотрудники российского посольства тоже поиграли на древних инструментах. Фото предоставлено Музеем анатолийских цивилизаций

Старинную музыку, исполненную на самом высшем уровне, слушали не только восхищённые зрители, но и молчаливые хеттские божества с наскальных барельефов. Отыграв свои собственные программы, обе группы устроили весёлый сейшн, на котором сымпровизировали и удивительным образом совместили мистическую ауру ближневосточной древности и широкую разудалость русских просторов.

Баян и балалайка – инструменты, в Турции не используемые. Поэтому выступление российского коллектива, разбудившее древние стены анкарского караван-сарая, вызвало большой энтузиазм зрителей.

- Мы отыграли мощнейшую программу, - сказал KP.RU после концерта баянист «Вереска» Тимофей Самороков. - Публика великолепна, в конце все аплодировали стоя. Здорово, что такие мероприятия проводятся. В сегодняшней обстановке хочется максимально сохранить общение между людьми, между культурами. Мы рады, что можем быть частью этой большой истории. Мы играли в историческом месте – и чувствуем, что таким образом сами творим историю.

Конечно, турне «с хеттским акцентом» нельзя представить без посещения, собственно, «мест хеттской славы» - древней столицы Хаттуши в провинции Чорум, куда музыканты отправились в сопровождении атташе по культуре посольства РФ в Анкаре Евгения Бахревского.

На концерте, устроенном «Вереском» в Чоруме, с большим удовольствием побывали мэр и губернатор провинции Чорум, руководители Хеттского Университета.

- Впечатления потрясающие! Мы побывали в местах, где мало кто был из русских туристов – там совсем другая аура, невиданные исторические артефакты, мы не ожидали увидеть в Турции такое, - рассказала «КП» администратор «Вереска» Екатерина Орлова-Любицкая. - Удивительно, с каким трепетом и вниманием турецкий народ относится к своей истории!

- Для меня вся эта история с хеттами – большое открытие, - добавляет Самороков. - Я впервые в Турции, и сразу же такое глубокое погружение! Знать свои корни и историю соседей, друзей – это так важно!

Участники ансамбля объяснили, что между музыкальными инструментами хеттов и народов России есть интересное сходство.

Группа Вереск в древней столице хеттов Хаттуше.

Группа Вереск в древней столице хеттов Хаттуше.

Фото: Личный архив

- Оба народа использовали похожие инструменты – например, струнные, - говорит Орлова-Любицкая. - В хеттской музыке особой популярностью пользовалась пандура - струнный инструменты с плоским корпусом и длинной ладовой декой. У нас эту же роль играли гусли. В хеттской и русской музыке есть духовые инструменты. У них зурна, у нас - свирель, гармонь или баян. Всё это показывает, как разные культуры соединяются через музыку и отражают общие музыкальные традиции человечества.

Ансамбль "Вереск" не только играет, но, как и их турецкие коллеги, занимается сбором и восстановлением старинных народных инструментов (только русских).

- Сколько у вас уже восстановленных инструментов?

- Более ста, и с каждым годом коллекция пополняется. Мы постоянно ищем новые экспонаты, изучаем историю каждого, анализируем чертежи, чтобы создать достоверные реплики. Эта работа помогает не только сохранять и восстанавливать уникальные инструменты, но и возрождать народные песни и классические мелодии.

И у Турции, и у России богатейшая история. В ней можно обнаружить не только объекты материального культурного наследия, но, если повезёт, и звуки, образы, вкусы и запахи. Работы хватит всем – и не только музыкантам!