Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Звезды4 октября 2023 11:43

Карета Александра Семчева превратилась в тыкву

Театр им.Гоголя открыл новый сезон премьерой спектакля «Дядюшкин сон» по повести Достоевского
Александр Семчев в роли князя. Алена Яковлева - Москалёва и Варвара Комарова - Зина. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Н.В. Гоголя

Александр Семчев в роли князя. Алена Яковлева - Москалёва и Варвара Комарова - Зина. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Н.В. Гоголя

Режиссёр и автор инсценировки Александр Марин пригласил на главные роли актеров, не слишком загруженных в своих театрах. При этом больших профессионалов, к тому же любимцев публики. Приглашение сторонних звёзд, между тем, не отменяет достойный актерский ресурс Театра Гоголя.

Алёне Яковлевой, штатной актрисе Театра сатиры, Марин доверил роль Марьи Александровы Москалевой, первой дамы в Мордасове, которая мечтает выгодно выдать замуж засидевшуюся в девицах дочь. В роли богатого князя Гаврилы - Александр Семчев из МХТ им.Чехова.

У Семчева много ролей в своем театре, но не главных. А тут целый князь, хоть и собранный по частям, который выглядит как мертвец на пружинах да ещё и в парике. Однако в Мордасове он и в таком состоянии - завидный жених, за него идёт битва. Бесприданницу дочь Москалевой Зину играет Варвара Комарова, очень эффектнаф молодая актриса с модельной внешностью. Влюбленного в неё Мозглякова – Кирилл Ковбас, восходящая звезда Театра Гоголя.

Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Н.В. Гоголя

Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Н.В. Гоголя

Сюжет повести «Дядюшкин сон» таков, что гарантирует бенефисный успех и спектаклю, и исполнителям. Режиссеру приходится мириться с неизбежностью – зрители будут оценивать не его мысли-умения, а таланты актеров. Но слишком велико искушение представить публике бойкий кассовый водевиль.

Спектакль в Театре Гоголя в этом смысле не стал исключением. В нём немало ярких актерских работ. И бесспорный бенефис Алены Яковлевой в роли Москалёвой, которая хоть и мнит себя первой светской дамой в Мордасове, но над своими базарными повадками работать не собирается. Какой город – такие и нравы. Её ум как компьютер последнего поколения. Но решает примитивную задачу – уехать из ненавистного Мордасова… в Италию! Нет, лучше в Испанию. Она не просто корыстная, сладкоречивая лгунья, она дама с большими амбициями. Про таких говорят – головой метро пророет. Наполеон в юбке. Ей почти удаётся обвести вокруг пальца всех: и собственную дочь, и князя, и неглупого Мозглякова, и мардасовский «высший свет». Но почему-то в последний момент эту расчетливую, беспринципную умницу обходят на повороте примерно все из перечисленного списка. Не только обманщики меньшего масштаба. Но даже князь, которого его родственники намереваются упечь в сумасшедший дом. Дурак дураком, а мыла не ест. И собственные планы жениться на Зине вовремя признает прекрасным… сном.

От такого удара Москалева-Яковлева буквально сходит с ума.

В постановке Александра Марина нет победителей и нет героев, вызывающих сочувствие. Даже юная Зина, желая помочь умирающему от чахотки возлюбленному - молодому учителю, соглашается выйти замуж за князя, заведомо зная, что затея эта дурацкая и ничем хорошим она не закончится.

- В нашей интерпретации «Дядюшкин сон» больше трагикомедия, нежели водевиль. Моя героиня Марья Александровна Москалева по сути продает дочку старому князю, оправдывая это тем, что хочет пристроить дочь в хорошие руки. У неё маниакальное желание вырваться из захудалого Мордасова и уехать за границу, - объясняет свою героиню Алёна Яковлева.

Что и без слов понятно: настолько внятно она играет этот характер. Актриса, как будто рассказывает личную историю. Порой с таким избыточным азартом и темпераментом, что хочется крикнуть из зала: «Алёна, остановись!». Не стоит старый князь этих сил и здоровья. Столь яркое проживание роли почти не оставляет шансов «выйти на авансцену» другим исполнителям: ни тихому, но очень обаятельному князю-Семчеву, ни восходящей звезде Кириллу Ковбасу.

Им приходится смириться: режиссер Александр Марин сделал ставку на женщин. По его мнению, «Дядюшкин «сон» - женская повесть. Всё внимание автора сосредоточено на женском мире, на главной героине – Марье Александровне Москалевой, на ее дочери Зине, на женском обществе, на борьбе за возможность влиять на судьбы Мордасова. Он уверен, что такой материал на сто процентов соотносится с сегодняшним днем, удивительно совпадая и по тексту, и по смыслу. Сегодня женщина правит бал, ей без борьбы уступают дорогу инфантильные, феминные мужчины. Но эта история ещё и о том, как мы растрачиваем нашу жизнь на пустые хлопоты, глупости и бессмыслицу. На то, чтобы тыкву превратить в карету… Однако на деле всё происходит наоборот: карета, на которой приехал князь, обращается в тыкву в руках Москалевой.

Актер Кирилл Ковбас - Мозгляков. Варвара Комарова - Зина. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Н.В. Гоголя

Актер Кирилл Ковбас - Мозгляков. Варвара Комарова - Зина. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Н.В. Гоголя

Не до конца понятен придуманный режиссером пролог. Спектакль начинается как будто бы с какой-то репетиции: несколько девушек выбегают на сцену и начинают петь. Есть среди них экзальтированная голосистая солистка-дебютантка. Её играет актриса Ольга Добрина. По ходу действия этот женский хор перевоплощается в мордасовских дам. Ну а дебютантка – в Софью Фарпухину, самую зловещую и мстительную сплетницу в Мордасове. Она-то и испортит заносчивой Москалевой-Яковлевой её марьяжную комбинацию.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Светлаков вернулся на ТНТ, Мартиросян запустит пародийное шоу, в детском «Голосе» провал за провалом (подробнее)