Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Экономика
Эксклюзив kp.rukp.ru
5 октября 2023 13:05

Цены на бензин падают: в чем причины и будет ли топливо дешеветь и дальше

Аналитик Игорь Юшков перечислил причины снижения цен на бензин в России
За прошедшую неделю топливо всех марок подешевело.

За прошедшую неделю топливо всех марок подешевело.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

66-67 рублей за литр дизельного топлива. Такими были цены в конце сентября на АЗС Республики Бурятия, куда я отправилась в командировку. Водители знатно чертыхались. Ведь еще в мае стоимость топлива была на несколько рублей ниже. Однако едва я пересекла границу с Забайкальским краем, проехав всего 150 км, то обнаружила на заправках цены еще выше - 74,5 рубля за литр дизеля!

В августе и сентября мы много писали о росте цен на бензин. С сентября 2022-го по сентябрь 2023-го дизель вырос на 16% (с 55 до 64 рублей), АИ-92 на 8,8% (с 47 до 51), АИ-95 – на 9,5% (с 51 до 56). Но я, например, даже не предполагала, что разница в стоимости того же дизеля может быть столь высокой в регионах-соседях. Очевидно, что цена на топливо растет по законам местных закупщиков-перекупщиков, диктующих в погоне за прибыль свои условия.

Но пришли, наконец, и хорошие новости. За прошедшую неделю топливо всех марок подешевело. Чуть-чуть, но все же – см. «Только цифры».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков видит в этом влияние государства.

- Давайте для начала вспомним. Бензин дорожал весь год: где-то быстрее, где-то медленнее, - говорит он KP.RU. - Основное подорожание было летом из-за нескольких факторов. Первое. Сезонность и рост внутреннего туризма. Люди едут в отпуска на машинах – юг, Кавказ, Алтай. Напомню, что уже второй год часть аэропортов закрыты, билеты на поезд раскупают быстро, проще поехать на авто. Второе. Нефтяные компании пытались компенсировать отсутствие роста стоимости топлива в прошлом году, когда инфляция составила 12%, а цены на бензин не поднимались. Третье. Весной правительство объявило нефтяникам о снижении демпферных выплат (компенсации из бюджета тем производителям, которые поставляют топливо на внутренний рынок вместо зарубежного, когда цены в России ниже, чем на мировых рынках). Компании стали компенсировать падение доходов за счет потребителей. Четвертое. Экспортировать бензин стало значительное выгоднее из-за ослабления рубля. В рублевом выражении цена на вывозной бензин была гораздо выше, чем внутри страны.

К слову, 21 сентября правительство ввело временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Это решение было принято как раз для стабилизации цен на топливо. Важно сначала насытить внутренний рынок, а потом уже продавать топливо за рубеж.

- То, что так быстро начала снижаться цена на АЗС – это и есть давление в ручном режиме на нефтяников, — говорит эксперт. - Сейчас задача государства снизить цены на трех направлениях – на бирже (крупный опт), нефтебазах (мелкий опт), АЗС (розница). И пока не произойдет снижение цены до уровня инфляции (по прогнозу минфина она будет около 6% за год), запрет на экспорт будет действовать.

Еще инструмент давления на рынок — реакция ФАС. Служба направила письмо крупным компаниям и независимым АЗС о необходимости снизить цены на топливо из-за уменьшения биржевых цен. Отсутствие принятых мер будет рассматриваться как признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Фото: Дмитрий ОРЛОВ

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

65 рублей за литр АИ-95: Новая реальность или цены на топливо еще откатятся (подробнее)