Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
11 февраля 2024 0:00

Режиссёр Александр Орлов об Алле Пугачевой: «Это уже не легенда, а анекдот про человека, потерявшего критическое отношение к себе»

Режиссер Орлов: Пугачева потеряла критическое отношение к себе
Алла Пугачева в фильме "Женщина, которая поет".

Алла Пугачева в фильме "Женщина, которая поет".

Основным достоинством фильма «Женщина, которая поет» было то, что главную роль в нём сыграла Алла Пугачева. Считалось, что отчасти это биографическое кино. Ведь героиня, как и Пугачева, – эстрадная певица. Правда зовут её не Алла, а Анна Стрельцова. На пути к славе она проходит огонь и воду и, наконец, становится звездой № 1 на эстраде. Во всём остальном остается обычной женщиной и так же, как все, по земле ходит.

Премьера фильма прошла 8 марта 1978 года. По опросам журнала «Советский экран» Пугачева стала «Лучшей актрисой года». Картину посмотрели в первый год проката 55 миллионов зрителей. При этом кинокритики ругали её за слабую драматургию, фальшивую игру Пугачевой. Рабочее название картины звучало претенциозно - «Третья любовь». Подразумевалось, что первая - это любовь к мужу, после расставания с которым она встречает вторую любовь – поэта. Но ни поэт, ни муж - ничто по сравнению с любовью всей жизни - к творчеству, к песне.

Съемки кинофильма "Женщина, которая поет". Фото Николая Малышева /Фотохроника ТАСС/

Съемки кинофильма "Женщина, которая поет". Фото Николая Малышева /Фотохроника ТАСС/

Режиссер картины Александр Орлов утверждает, что идея картины принадлежала Пугачевой. Она ему предложила снимать кино. Между ними была давняя творческая дружба. Она записывала песни для его первых картин ( «Удивительный мальчик» и «Стоянка поезда две минуты») будучи начинающей певицей, солисткой Москонцерта. По его мнению, в то время ещё никому не известная Пугачева, как ни странно, пела лучше всего.

По другой версии, сделать музыкальный фильм с Аллой в главной роли пришло в голову композитору Александру Зацепину и поэту Леониду Дербенёву.

Съемки фильма сопровождало несколько скандалов. Самый громкий разразился, когда композитор картины Александр Зацепин неожиданно узнал, что за его спиной песни для фильма пишет некий Борис Горбонос, которого протежировала Пугачева. Писать музыку к фильмам имели право только члены Союза композиторов. Пугачева не состояла с союзе, но занималась сочинительством. Чтобы продвинуть её песни тогдашний её муж режиссёр Александр Стефанович придумал слезливую историю про парализованного молодого поэта и композитора Бориса Горбоноса. И попросила Орлова включить в картину три песни Горбоноса (то есть Пугачевой). Режиссёр согласился — песни были хорошие…

Афиша фильма "Женщина, которая поет".

Афиша фильма "Женщина, которая поет".

«Но так не принято, - возмутился Зацепин. - Если ты композитор картины, то ты и пишешь музыку и песни сам. Если приглашают ещё кого-то, то обязательно с твоего согласия». Зацепина обидели интриги, которые плелись у него за спиной. Кроме того, Пугачева записывала свои песни в его домашней студии, куда попросила её пустить якобы для записи песен для радио. Когда вскрылся обман, Зацепин не мог понять, почему нельзя было объяснила всё нормально? Почему по-человечески не найти компромисс? Зачем надо было придумывать сказку про Горбоноса?

Александр Зацепин написал для картины шесть песен, включая знаменитую «Этот мир придуман не нами…». После этого с Пугачевой больше не сотрудничал. Хотя уже сочинил для неё песни для фильма «31 июня». Но потом вместо неё пригласил Татьяну Анциферову.

Пугачёва умудрилась поссориться ещё и с генеральным директором «Мосфильма» Николаем Сизовым, заявив, что будет сниматься не так, как ей указывают, а так, как она видит сама. «Хватит нам её выкрутасов. Пугачеву - никогда! Никогда!», - закричал директор и велел срочно найти другую актрису на главную роль.

Александр Орлов предложил ее Людмиле Гурченко, но та отказалась: играть молодых певиц ей было уже не по возрасту. Режиссеру требовалась не просто известная, а поющая актриса. Тогда позвонили певице Валентине Игнатьевой — солистке оркестра Леонида Утёсова и ВИА «Весёлые ребята».

По словам режиссера Александра Орлова, идея фильма принадлежала Пугачевой.

По словам режиссера Александра Орлова, идея фильма принадлежала Пугачевой.

На кинопробах Игнатьева неплохо сыграла «сложные» любовные сцены и исполнила пять песен в разных образах. Узнав о конкурентке, Пугачёва попросила сделать пробы и с ней. Оба варианта показали руководству киностудии. Пробы Пугачевой были лучше, её пришлось вернуть, но некоторые киноначальники всё равно считали её воплощением пошлости.

- Алле очень нужна была эта картина для официального признания. После победы на «Золотом Орфее» в Болгарии с песней «Арлекино» она была очень популярна. Её песни звучали на радио, а по телевидению ее показывали мало - один-два номера в праздничных концертах. А тут - полнометражный музыкальный фильм с десятью песнями, - рассказал нам режиссер Александр Орлов. - Этот фильм стал трамплином, благодаря которому она из популярной певицы стала голосом эпохи. Её муж Александр Стефанович был гением пиара, принимал участие в её раскрутке. Думаю, с его подачи в одной телепередаче как-то прозвучало, что режиссером картины «Женщина, которая поет» была Пугачева. Не я. Потом правда телеканал передо мной извинился. Вообще история создания этого фильма – это «индийский эпос». Было много страстей и несуразностей, пересъемок, досъемок, мы вышли из бюджета. Алла морочила голову и себе, и другим.

- Вы про скандал с Александром Зацепиным?

- Не только, хотя считаю, что песни, которые написала Алла, фильму были нужны. Песни Лёни Дербенёва и Саши Зацепина очень хороши, но в них не было необходимой драматургии. Это же не просто музыкальное кино, это мелодрама.

- Вы и потом дружили с Пугачевой?

- Мы много общались в 70-е годы, были друзьями. Она пела в моих фильмах. Но были и неприятные моменты: когда из-за неё можно было... сесть в лужу.

Наша эстрада в основном - люди «из грязи в князи». В чем был смысл их жизни: получить звание, высокую концертную ставку и жить припеваючи. Выбор-то был небогатый: либо чего-то добиться, либо катиться в канаву. Но когда они становились звёздами, вдруг начинали думать, что «князьями» были от рождения.

Алла была не только талантливой, но и цепкой девушкой. Хотя мозги не всегда были на месте. Помимо творческой, у неё была житейская одаренность. И, конечно, зрительская любовь, которая её талант и подняла наверх.

То, что с ней происходит сегодня, даже нечего обсуждать. Она оказалась в непростом положении. Плюс со здоровьем всегда были проблемы. А с возрастом – тем более. Это уже не жизнь легенды, женщины, которая поёт, а анекдот про человека, который потерял критическое отношение к себе. Это как джина выпустить из бутылки. Человек вдруг почувствовал, что он джин, ему подвластно всё. Я в шутку Алле говорил: «Ты не джин. Ты любимая певица продавщиц ГУМа».

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Песня «Кукушка» оказалась пророческой для участницы детского «Голоса»: ее отец погиб в зоне СВО (подписывайтесь на наш подкаст)