Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-3°
Boom metrics
Общество9 октября 2023 22:00

Нефть бежит из-под санкций

Почти 15 000 санкций закрыли доступ к западным технологиям и финансовым рынкам. Они же мешают экспорту нашей продукции - металлопроката, топлива, зерна и др. Прецедентов такого прессинга в истории еще не было
Фото: Пресс-служба ПАО «Транснефть»

Фото: Пресс-служба ПАО «Транснефть»

Крупнейшая нефтепроводная компания мира «Транснефть» одной из первых попала под ограничения и работает под санкциями уже 10 лет. А незадолго до своей ликвидации на фоне санкций международная консалтинговая фирма KPMG поинтересовалась, как российская нефтетранспортная монополия выглядит на фоне мировых грандов отрасли. Сравнивать было с чем. В исследование вошли свыше 60 крупнейших компаний со всего мира, в том числе такие киты, как Shell, Chevron, ExxonMobil, BP, Enbridge, Colonial. Базовый состав показателей включал более 30 различных индикаторов.

Это давняя западная хотелка - под видом неэффективности экономики России превратить ее в свою колонию, как это было в 1917, 1941 и 1991 годах. Как это делается с большинством государств, отказавшихся от собственного суверенитета, граждане которых имеют шанс получить неквалифицированную работу или стать пушечным мясом для процветания «золотого миллиарда» в центре Северной Америки или Западной Европы.

Однако отлучение от глобального рынка промышленной продукции парадоксальным образом позитивно сказалось на технологических достижениях в России. Санкции стали пресловутым пинком, без которого, как острят, в России никто и не работает.

И ЧТО ЖЕ ОНИ УВИДЕЛИ?

То, что «Транснефть» существенно опережает зарубежные трубопроводные компании по грузообороту, объемам транспортировки, протяженности трубопроводов, - это было предсказуемо и неудивительно, с учетом грандиозных масштабов нефтедобычи и расстояний нашей страны. По всем показателям разрыв оказался примерно в семь - десять раз в пользу российской компании.

А вот, что гораздо важнее, ее эффективность. Удельные операционные расходы «Транснефти» на транспортировку оказались более чем втрое ниже медианного значения, но при этом производительность труда у нее выше более чем в два раза!

Одной из ключевых статей операционных расходов для всех трубопроводных компаний является электроэнергия. «Транснефть» не исключение и потребляет 1,5% всего производимого в стране электричества. Но при этом уровень его удельного потребления в «Транснефти» на четверть ниже, чем у иностранцев.

В непростых условиях компания продолжает инвестировать в завтрашний день - доля расходов на НИОКР к выручке оказалась более чем впятеро больше, чем в среднем за рубежом.

Поразительно, но факт: притом что по ключевым показателям эффективности «Транснефть» кардинально превосходит сравнимые мировые компании, ее тариф из года в год остается одним из самых низких в мире: по нефти он более чем вдвое меньше медианного значения, по нефтепродуктам - более чем на треть.

Ну а в мире очень обеспокоены экологической безопасностью нефтяных компаний - еще живы в памяти последствия взрыва нефтяной платформы, когда в Мексиканский залив вылилось 5 миллионов баррелей нефти. Так вот, при сравнении выяснилось, что у российской компании удельная аварийность оказалась почти в 20 раз ниже медианного значения среди сопоставимых компаний.

Еще более убийственные сравнения не в пользу Запада по объему разливов к протяженности магистральных трубопроводов. В России этот показатель в несколько тысяч раз ниже!

Здесь секрет зарыт в подходе к проблеме - «Транснефть» инвестирует в производственную безопасность и не допускает разливов, в то время как американцы, которые владеют наибольшим количеством трубопроводов, предпочитают вкладываться в страхование аварий. Страховые выплаты прикрывают и ущерб от загрязнения природы, обеспечивая работу фирм, связанных с природоохранными органами, и шум в прессе, и протесты зеленых активистов… Оказывается, застраховаться дешевле, чем реально защищать природу. Но в «Транснефти» считают такую эффективность вредной.

Сегодня в руководстве компании говорят, что десятилетие санкционных ограничений позволило выстроить систему, гибко реагирующую на любые вызовы, позволяющую перераспределять потоки и налаживать работу в новых условиях.

Фото: Пресс-служба ПАО «Транснефть»

Фото: Пресс-служба ПАО «Транснефть»

ПРЕДВИДЕНИЕ

Понятно, что в условиях фактической блокады вопрос технологической независимости - один из ключевых. В «Транснефти» этим начали заниматься еще 12 лет назад - до всех ограничений и санкций со стороны Запада. Однако риски были очевидны уже тогда. Например, магистральные насосы со времен СССР выпускались на Украине. Поставки шли с большими задержками, это тормозило ввод в эксплуатацию новых объектов. Мириться с такой ситуацией было недопустимо, и уже тогда решили, что надо переходить на собственное производство и обеспечивать себя самостоятельно. В итоге в Челябинске образовано предприятие, производящее всю линейку магистральных насосов, необходимых компании. Сегодня в структуре «Транснефти» работает больше 10 собственных производственных предприятий, выпускающих специализированную продукцию для всей отрасли. Например, завод электродвигателей обеспечивает не только потребности самой «Транснефти», но и строит приводы и двигатели для железнодорожных локомотивов. Первые модели уже проходят испытания, и в ближайшей перспективе - работа над двигателями для «Сапсана» и «Ласточки». Этими возможностями сейчас интересуются еще «Росатом» и судостроители.

В нефтетранспорте используют противотурбулентную присадку, которая позволяет увеличить эффективность прокачки нефти. Долгое время ее основные компоненты производили только американцы. Теперь же «Транснефть» производит ее по русскому рецепту на собственном предприятии в Татарстане, и не только полностью обеспечивает себя, но и предлагает другим предприятиям отрасли.

«Транснефть» значительно продвинулась в развитии диагностических технологий: сегодня ее дочернее предприятие «Диаскан», производящее оборудование неразрушающего внутритрубного контроля, считается одним из лучших в мире, а в соотношении цена/качество - непревзойденным.

Самый каверзный вопрос, связанный с заменой зарубежного программного обеспечения на отечественные разработки, «Транснефть» была вынуждена начать решать, попав под санкции в 2014 году. Для этих целей была создана дочерняя компания «Транснефть Технологии», сумевшая к началу уже подзабытой пандемии ковида подготовить ряд программных решений для работы в условиях массовой самоизоляции.

Сейчас, в условиях активной агрессии Запада против нашей страны, технологические решения прошли новые испытания и доказали свою эффективность.

В целом утвержденная в те годы программа импортозамещения из 29 пунктов по наиболее критичным позициям на сегодня полностью реализована. В итоге 97% потребностей системы «Транснефти» обеспечиваются за счет отечественной продукции.

Как писал Ф. Ницше: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».